Августовский канал — гидротехническое сооружение XIX в. на территории Беларуси и Польши.

Лидия Пляшкевич on 03.01.2015

 

«Августовский канал» является  одним  из интереснейших гидротехнических сооружений XIX в. в Беларуси и Польше.  Белорусская часть расположена на  Гродненщине.

 

 

Шлюз Домбровка

История  развития  искусственных водных путей как самого дешёвого вида транспорта

С древнейших времён реки всегда использовались как средство связи, перевозки людей и товаров. Уже в Древнем Египте, Китае, Месопотамии создаются искусственные водные системы, которые улучшали судоходство, предохраняли от наводнений, орошали поля. Китайцы построили свой Большой канал, соединяющий Янцзы и Хуанхэ, 1500 лет назад. Как известно, он функционирует и сегодня. Это они открыли камерные шлюзы, позволяющие судоходству преодолеть разницу уровней воды  и судоходные плотины.В Европе развитие искусственных водных путей связано с формированием капиталистических отношений, с научно-технической революцией, развитием промышленности и торговли.  Искусственные каналы со шлюзами, позволяющими осилить разницу уровней воды, появились уже в ХV веке. Речная навигация на протяжении многих лет являлась самым дешёвым способом коммуникации.

Окружение последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, ориентированное на Европу, уже в 60-70 годы XVIII века создало программу сети водных дорог Речи Поспалитой. .  За счёт средств Михала Казимира Огинского, владельца Слонима в ХУШ в., было произведено соединение Ясельды и Щары (тем самым связывая Неман с Днепром).  Реформатор, подскарбий Антоний Тызенгауз – оказал влияние на строительство Королевского канала, связавшего Пину и Муховец, а через них – Днепр и Буг. Построенные каналы (Огинского и Королевский) были очень примитивными, не имели необходимого оборудования для поднятия уровня воды, и в силу этого не соответствовали своему прямому предназначению (торговля) и очень скоро обмелели. Августовский канал являлся первым на территории Польши и Беларуси, комплексом водных сооружений, построенным согласно тогдашними Европейскими техническими стандартами. Размеры сооружений Августовского канала  не уступали ведущим в мире водным дорогам. Общей чертой комплекса являлась гармония инженерных объектов с окружающей природой. Не удивительно, что в 1838 году Франтишек Гжымала написал: «С точки зрения своей протяжённости, количества рек и озёр, включённых в систему, по своей основательности и красоте работ, канал этот принадлежит без сомнения к совершеннейшим системам этого типа в Европе и стоит на первом месте среди каналов Польши и России. Благодаря включению в судоходство озёр, лишь только один в Европе шведский канал – называемый Каледония – имеет сходство с Августовским каналом».Через полвека краковский географ и известный поэт Винцент Поль утверждал: «Принадлежит к наибольшим достижениям не только в нашей стране, но и во всей Европе и является национальной гордостью».P28-07-13_15.11

 Сопоцкинское шоссе — дорога к Августовскому каналу

Выезд из Гродно  по Сопоцкинскому шоссе. На 2 – 3 км шоссе, при подъезде к д. Лососсно обращаем внимание на  панораму поселения и мост через р. Лососянку. Лососсно — бывшее поселение татар. Здесь действовали мануфактуры А.Тызенгауза. После раздела РП в кон. XVIII в.  была  установлена  границы между Российской империей и Пруссией по р. Лососно. Сопоцкинский  регион входил  с конца XVIII в. по 1939 г. в состав различных государств: Пруссию, Герцегство  и Королевство Польское, Российскую империю,  буржуазную Польшу 1921-1939 гг. ( 2-ая РП как называют поляки)  и Беларусь. Недалеко проходила  деморкационная  граница между государствами Беларусью и Польшей в 1944 – 48 гг. В1941 г. фашисты организовали  концлагеря для советских военнопленных в д. Лососно. Далее проезжаем  мемориал около д. Наумовичи . Памятник жертвам фашизма находится в 10 км от Гродно с левой стороны по ходу движения автобуса к Августовскому каналу.  Мемориал состоит из  памятника «Скорбящая Мать» созданного  в 1970 г. к 25-летию Победы во Второй мировой войне, в память безвинных жертв фашизма.Гродненщина была оккупирована гитлеровскими войсками в первые дни Великой Отечественной войны. Уже в сентябре 1941 г. на территории района стали работать « фабрики смерти» около деревень Загораны и Наумовичи бывшего Сапоцкинского района.  В Наумовичах были расстреляны 85 человек, представителей польской интеллигенции г. Гродно, среди них – основатель Гродненского зоопарка – Ян Кохановский. Всего за время оккупации здесь погибло более  3 тысяч жителей Беларуси и Польши. В конце мая 1944 г., перед приближением Красной армии, оккупанты, желая скрыть свои преступления, откапывали могилы и сжигали трупы. В 1970 г., к 25-летию Победы во Второй мировой войне, был установлен памятник «Скорбящей Матери» в память безвинных жертвах  фашизма.Памятный крест установлен  и освящён  в 1990 г. в память о погибших жителях  Липска (Польша).

 Гродненская оборонительная крепость

В области Августовского  канала находится ряд оборонительных объектов. Строительство Гродненской крепости  осуществлялось с 1880-по 1915 гг.  Военные укрепления  были представлены многочисленными дотами и фортами, входившими в систему Гродненской крепости (всего насчитывала 13 фортов и 24 дота). Накануне Второй мировой войны, в 1939 – 1941 гг., был создан  Гродненский  укрепрайон, к работам массово привлекалось местное население. В инспектировании работ и их корректировке принимал участие генерал Дм.  Карбышев. Большинство фортов взорвано в период войны, доты сохранились. Эти объекты представляют интерес и как памятники исторические и  военно-инженерного искусства.Форты представляли собой 3-х этажные подземные постройки, возведённые из дикого камня и бетона. Центральный фасад, предназначенный для отражения наступления противника, составлял в длину 150 м. В верхнем этаже, выступающем над землёй, размещались бойницы для пулемётов и стрелков, соединённые между собой проходами, внизу были складские помещения и жильё. В шахтах под фортами закладывались взрывчатые вещества для уничтожения укрепления в случае занятия их противником. Толщина стен достигала 1,5-2 метра.Доты имели два этажа, там  устанавливались  пушки и станковые пулемёты. После начала войны оборона фортов и дотов продолжалась 2-3 дня, большинство гарнизонов погибло.

 Гродненская возвышенность и Августовская пуща.

Рядом с Сопоцкинсим  шоссе ( 9 – 14 км), недалеко  у д.  Ратичи  находиться Гродненская возвышенность, на которой расположилась Августовская пуща – место охоты монархов средневековой Европы. Она же связана с событиями Первой мировой войны. В начале первой мировой войны территория Гродненщины попала в полосу активных боевых действий. Особенно жестокие бои развернулись в районе Сопоцкино. 20-й армейский корпус под командованием генерала Булгакова, прикрывая отход русской армии, попал в окружение в Августовской пуще. Территория, которую занимал корпус, постепенно неумолимо сокращалась. Положение было катастрофическим: не было продуктов и фуража, закончились боеприпасы. 18 февраля Булгаков решил попробовать прорваться через Сопоцкино к Гродненской крепости. Однако все попытки были напрасными, вышедшие на помощь войска опоздали. В районе Августовского канала 20-й корпус перестал существовать. Тогда погибло 7 тысяч солдат и офицеров.  Кроме того, происходили кровопролитные бои около д. Ратичи, опорного пункта обороны немцев. Потери с с обеих сторон более 3 тысяч человек.С отступлением российской армии эта территория была оккупирована кайзеровскими войсками. Был установлен оккупационный режим, который просуществовал практически 5 лет. В конце апреля 1919 года германские войска покинули территорию Гродненщины. На смену им пришли польские войска.

Дворец Воловичей

Местонахождение —  Сопоцкинское шоссе, поворот на Свяцк (14 – 20 км)  Дворец в Свяцке с прилегающим к нему парком, находиться  в 8 км на 20 км от Гродно. Возведён  как дворцово-парковый  комплекс для магнатов Воловичей. Дворец в Свяцке заложен в 1779 г. по проекту Джузеппе Сакко, длительное время служившим королевским архитектором в Варшаве.  А с 1773 г.  работавшим в Гродно,  по приглашению гродненского старосты Ант. Тызенгауза. По проекту Дж. Сакко была построена центральная часть дворца в Свяцке, для которой характерно сочетание черт барокко и классицизма. В начале XIX века при сыне Юзефа Воловича, Антонии Воловиче, сенатора и  каштеляна Королевства Варшавского, к центральному зданию были пристроены боковые флигели и галереи-колоннады, соединяющие все постройки в единый комплекс. Не смотря на проведённую в 1930-х гг. реконструкцию (арх. Оскар Сосновский), здание дворца сохранило первоначальный план и большую часть внешнего декора.Дворец размещён на естественном холме. Центральный корпус – 2-этажное каменное здание, с цокольным этажом, накрытое высокой ломаной мансардной крышей. Главный фасад расчленён  тремя  ризалитами.  Флигели одноэтажные, размещены перпендикулярно к основному корпусу, накрыты вальмовыми    

крышами и украшены рустованными лопатками. Из внутреннего убранства сохранились камины, обрамление дверей, частично лепка.

Парк

Комплекс дополняется парком пейзажного типа, раскинувшимся на 12 га и заложенным конце XVIII в. За парком – лесной массив.

Часовня

Неоготическая часовня конца XVIII нач. XIX вв. – семейный храм магнатов Воловичей.

Судьба дворцово-паркового комплекса в XIX XX вв. Современное состояние и перспективы использования

Последним хозяином дворца из рода Воловичей был Михал Волович. С 1929 г. дворцово-парковый комплекс принадлежит  государству. В 1930-х гг. здесь была размещена лечебница для алкоголиков и наркоманов. После войны в бывшем дворце Воловичей находился госпиталь для инвалидов войны, с 1972 размещён санаторий для больных внелёгочным туберкулёзом.

.Местечко Свяцк являлось родовым имением Воловичей – одного из знатных магнатских родов ВКЛ.  Представителями рода были: канцлер ВКЛ Евстафий Волович —  один из организаторов издания и редактор Статута ВКЛ 1588 г.;Антоний Волович 15 апреля 1798 года получил от прусского короля Вильгельма III  графский титул. Земли Антония позднее перешли к его сыну Иоахиму, предводителю Белостокской шляхты, кавалеру ордена святой Анны и Красного Орла. В период 1814 – 1817 гг. он являлся сенатором российского государства.Во второй половине XIX века на территории Сопоцкинских земель находились: стеклозавод, лесозавод (пилорама), железоделательная мануфактура, водяная мельница, смолокуренные заводы, изразцовый и кирпичный заводы.

История г. Сопоцкин

Продолжая движение по сопоцкинскому  шоссе, где-то  на 20 – 25 км шоссе откроется панорама местечка Сопоцкин. История возникновения Сопоцкина мало известна. По одной из версий, в 1514 году великий князь Литовский раздаривал земли своим приближённым, и участок Перстунской пущи достался князю Николаю Сопотько. Таким образом,  своё  название местечко получило от фамилии Сопотько, приближённого короля Зигмунда  I, Ягелонской династии.В 1784 году Сопоцкино упоминается как торговое местечко. Одной из основных достопримечательностей Сопоцкина является костёл Святого Иосафата Кунцевича. Он расположен по адресу: ул. Теолинская, 45. Это предместье Сопоцкина, которое было названо в честь жены Антония Воловича Теофилии — Теолин. В 1789 года Воловичи получили в земском суде в Гродно разрешение строить за личные деньги костёл,  который и был построен вблизи Сопоцкино. Существует легенда, что место выбрали не случайно – здесь, по непонятным причинам, почему-то всегда останавливался конь Антония Воловича. Говорят, что когда копали яму под фундамент, из-под земли внезапно хлынул мощный поток воды. Воду будто бы прикрыли дубовыми дверьми. Теперь около костёла находится озеро.В 1875 году костёл был закрыт, а в 1890 году он пережил кардинальную перестройку на православный лад. В частности, были снесены две башни костёла. В то время в нем располагался Преображенский женский православный монастырь. В 1915 году, в связи с Первой мировой войной монастырь был эвакуирован, а в августе 1916 года зданию вернули статус костёла.Во время Второй мировой войны была полностью уничтожена крышаздания, однако, в 1945 году костёл был восстановлен. А в 1989 году к зданию были достроены две башни. Внутренний декор храма выполнен в XX веке — в 1991 году в костёле вспыхнул пожар, в результате которого практически полностью выгорел алтарь.Особенности интерьер костела – находились портреты видных деятелей культуры, политики, экономики региона: Костюшки, Ожешко, Гурских, Ольшевского и др.

После обретения Польшей независимости в 1918 г.  Сопоцкино оказалось в Августовском повете Белостокского воеводства. В местечке был свой городской суд, а окружной находился в Сувалках.Согласно с общей переписью населения, в 1921 году в Сопоцкино проживало 1774 человека, а в конце 30-х годов – 3000 человек (из них 1700 поляков и 1300 евреев). Каждый четверг проводились торги, а два раза в год (25 мая и 12 ноября) проводились ярмарки. Были в Сопоцкино Народный банк, сберкасса Стефчика, более десятка продуктовых магазинов, десять пекарен, шесть пивных, два (по другим источникам три) ресторана. Переночевать можно было в гостинице на три комнаты. Стоимость ночлега составляла 1 злотый. Центр Сопоцкино был застроен красивыми 2 –3 этажными каменными домами. К сожалению, все эти дома были разрушены во время Второй мировой войны. После окончания Великой Отечественной войны, Сопоцкинский район был присоединён к гродненскому району. В настоящее время в местечке проживает около 1500 тыс. населения.

 

Дорога от Сопоцкино  до п\з им.Усова, 25 35 км

Едем  по дороге  ведущую к п\з им. Усова, попрошу экскурсантов смотреть внимательно в окна автобуса, так как на протяжении всего пути по обе стороны будут видны доты, входящие когда-то в Гродненский Укрепрайон.После установление границы между Польшей и Советской Беларусью в  сентябре 1939 г. создавались  п\заставы в лесах Августовской пущи:  их было здесь 4 п\з. С  началом ВОВ  пограничники первыми стали защитниками западных рубежей.  Мужественно защищала границу  п\з лейтенанта Усова. Погиб  лейтенанта Усова. 22.6.41 годаСейчас в д. Лесная,  на п\з им. Усова, работает музей.  Проводятся экскурсия по музею и территории заставы. Проезд на территорю заставы требует определенных формальностей, что занимает от 5 – до 10 м. Около автобуса необходимо подождать экскурсовода-пограничника. Свободное перемещение туристов на границе не приветствуется.

Экономическая война между Российской империей и Пруссией с 1821 1825 гг..Мы по прежнему будем созерцать  панораму Гродненской возвышенности, где располагалась территория  былой Августовской пущи. Развитие региона в рамках Российской империи происходило с к. 18 в. После окончательной ликвидации РП  как государства в ходе 3-его раздела разгорелась  экономическая война между Российской империей и Пруссией с 1821 – 1825 гг.. Главным препятствием для  русского  экспорта  на Запад было то, что устья Вислы и Нёмана, главных рек Беларуси, Польши и Литвы, оказались в это время под контролем Пруссии, которая ввела  высокие таможенные  сборы  за транзит, был заблокирован доступ беларуской, польской и литовской сельскохозяйственной продукции в балтийские порты. Предвидя развитие ситуации, тогдашний министр финансов Франциск Ксаверий Друцкий-Любецкий убеждал царя принять «смертоносный план» (как называли его немцы). Он базировался на создании большей водной артерии, связывающей Вислу с Нёманом. Таким образом, эта водная артерия обходила бы границы Пруссии, приводя к разорению богатевшие на торговле с Польшей, Литвой и Беларусью прусские города — Гданьск, Кёнисберг, Клайпеду. Реализация этого плана требовала строительства двух искусственных водных систем –  одной  из них  был Августовской (от реки Бебжы до Нёмана) канал.

Проект Августовского канала  был создан военным инженером  Иг. Прондинским. Утверждение сметы императором Рос. Александром I в 1825 г. (7861 млн.п.зл.).

 Подготовительные работы. Состояли прежде всего с подготовки сырьевой  базы: кирпичный завод в Вульке Волловичевской (теперь д. Усово), изготовление искусственной гидравлической извести в старой вульке (теперь д. Лесная). Завершение основных работ в 1830 г., окончательное заверошение в 1839 г. Общая смета – 14 мл. полск. злотых.P28-07-13_16.05[1]

  Строительство канала. Необходимо подчеркнуть участие польской и российской сторон в строительстве Августовского  канала. В  последние дни июля 1824 года было начато регулирование и канализация 70 км р.  Бебжы и свыше 30 км  р. Нетты – выравнивание и углубление русла, насыпка валов, создание буксирных дорог. С июня 1825 года начинается возведение шлюзов из камня и кирпича. Старались, чтобы внешне конструкция отвечала требованию «красоты и пригодности», пропагандируемому французским инженером Дюраном. Огромные трудности вызывали рытье рвов, насыпания валов, по гребням которых размечали буксирные дороги для тягловых животных. До 1831 года строительством занимались военные. Функции начальника строительства до ноября 1825 года исполнял  Ев. Прондзинский, который и составил проект канала.  26 февраля  1825  был арестован за участие в тайной организации – Патриотическом обществе. С августа 1826 по январь 1831 года руководил работами известный специалист – недавний преподаватель гражданского строительства в Военном училище артиллерии и инженеров – подполковник инженерии Генрих Россман, саксонец на польской службе. В 1831 году строительство по причине вспыхнувшего шляхетского восстания на территории Беларуси, Польши и Литвы было приостановлено в тот момент, когда оно вошло в завершающую стадию. Незавершённым являлся фактически лишь один шлюз в Немново. Военные действия, главным образом, активность в Августовской пуще повстанцев, привели к разрушениям построек. После поражения восстания, строительство перешло к гражданской инстанции. Время строительства одного шлюза не превышало 2 лет. В сумме был построен 21 камерный шлюз и 29 регулирующих плотин. Необходимо также добавить 24 объекта службы канала, 65 мостов, большинство из которых были деревянными. Все без исключения строительные работы были завершены в 1839 году. Рабочая сила состояла в основном из крестьян, привлечённых по свободному найму. Особенно ценились на земляных работах русские старообрядцы. С  большим желанием нанималась еврейская беднота. Рабочие составляли настоящую национальную мозаику – поляки, литовцы, белорусы, немцы. В зависимости от масштаба работ ежедневно было занято до 7 тысяч человек. Дневной заработок – 45 грошей. Большинство работ делалось вручную. Строительная техника – винт Архимеда, коперы( сваебойные машины). Стоимость строительства значительно превысила первичную смету и составила около 14 млн. польских злотых, или свыше 1,5 млн. рублей серебром. Протяженность канала по территории Польши и Беларуси. 101 км.  В качестве водного пути канал занимает отрезок между местностями Дембово (Польша) и Немново (Беларусь)P28-07-13_16.08[1]

Функциональное предназначение и дальнейшее использование канала

Канал, предназначенный для перевозки огромного количества товаров, главным образом зерновых, сменил своё назначение. Он превратился в локальную трассу, которая использовалась чаще всего для транспортировки древесины и лесных продуктов. На снижение его значения оказала влияние изменившаяся политическая ситуация:  быстрый выход Пруссии из таможенной войны,  восстание  1831  и январское восстание 1863 года.  В окрестностях происходили стычки между восставшими и правительственными силами. Инженер Ян Фридерици являлся местным руководителем «белых» повстанцев. После 1864 года царское правительство России не было заинтересовано в  канале. Канал постепенно мелел. До 1852 года канал использовали для транспортировки цехоцинской соли в северные уезды августовской губернии. В д. Соничи, 51 км, на паркинге около моста   уже виден Августовский канал (выпрямленное русло р. Черная Ганьча). В  систему Августовсокго канала были включены  несколько рек и озер. Непосредственное соединение рек между собой – редкое явление того времени за исключением шведского и английского каналов. Берегов канала были обработаны  деревянными колодками. Буксирные дороги строились для использование конной тяги ( до 1953 г.) Примерно 8 – 12 октября была проведена демаркационная линия между Германским Рейхом и СССР. Канал был разделён. Части — вошли в состав Белорусской ССР, середина отошла к Рейху. Известно, что на советской стороне движение по каналу замерло (известен лишь один транспорт в марте 1940 года), а большинство служащих были высланы в Сибирь. В части, отошедшей к Германии, канал интенсивно использовали для транспортировки древесины. После Рижского договора 1921 г., Гродненская земля вошла в состав Польши. В 1921 году началось восстановление канала, а также утверждены планы его модернизации. Шефствовал над этим проектом тогдашний министр общественных работ проф. инженер Габриэль Нарутович, вскоре президент Польши. Работал здесь инженер Богдан Нагорский (впоследствии – гидротехник с мировым именем). Во второй половине 30-х годов были модернизированы и значительно увеличены некоторые плотины. Главной функцией канала по-прежнему оставался сплав древесины, Большинство сырья попадало на построенный немцами в 1916 году и расширенный польскими властями лесопильный завод в Линовце. В межвоенный период, не без влияния городских и поветовых  польских властей, канал превратился в туристическое предприятие.P28-07-13_16.48

Вторая мировая война и разрушение канала. К началу сентябрьской  1939 г. кампании (освободительный поход Красной Армии)  Августовский канал на юго-западном отрезке был превращён в линию обороны польской армии. В это же время были построены железобетонные убежища.С мая по июнь 1944 года,  на большинстве шлюзов были произведены совместные диверсионные акции партизан Армии Краевой и советского отделения майора Орлова (Владимира Цветинского), направленные на блокаду движения по каналу (поджёг шлюзных ворот, взрыв ворот в Паневе).  В июле 1944 на линию канала вышел советско-немецкий фронт. Шлюзы были взорваны немцами с целью – уменьшить натиск советской армии. Другие соединительные объекты были сильно повреждены. Проведение границы между Польшей и Беларусью в 1944 г по каналу на протяжении 2,5 км по лини Рудавка – Волкушек После освобождения в августе 1944 на небольшом отрезке в 2,5 км (Рудавка – Волкушек) русло канала стало государственной границей между Польшей и Советской Беларусью. Второй раз в своей истории этот объект был разделён между различными государственными организмами, и в этот раз уже на долгое время.

Шлюзы на Августовском канале, их количество в общем и конкретно на территории Беларуси

Сегодняшний вид большинства  объектов  Августовского канала отличается от тех форм, которые им придали строители канала 19 века. Тогда его возведение в точности соответствовало требованиям тогдашней технической культуры, которые поставили его в один ряд с достижениями европейской цивилизации. Гидротехнические строения, такие как шлюзы и плотины (водосбросы), для того времени были построены исключительно добротно. Стены шлюзных камер были возведены из полевого камня и облицованы кирпичом на гидравлической извести. Продолжительность возведения шлюзов – 2 года   На каждом  находятся памятные плиты.

Инжинеры-проектировщики шлюзов: 

Шлюз «Домбровка»  расположен 92-ом  км канала. Возведение шлюза в 1829 г. инж. Е. Арнольдом. Перепад воды – 310 см. Памятная плита на внутренней стене шлюза.Приграничные шлюзы: «Кужинец» 1827 – 28 гг., инж. К. Едко, 82-й км, перепад воды 220 см, прохождение по нем границы между Беларусью и Польшей,«Волкушек» — 85-й км, инж.Корчаковский, перепад воды 433 см находится на территории п\з им. Усова.Отметка 101.2 километра. Здесь расположен комплекс уникального шлюза Немново. Это единственный на всём канале трёх камерный шлюз, построенный в 1829-1833 годах. Сегодня этот шлюз получил ещё одну, четвертую камеру, т.к. в связи с изменением гидрологического режима, уровень воды в реке Неман понизился на полтора-два метра. Здесь же, в деревне Немново можно посетить самодеятельный музей Августовского канала, а так же увидеть дом шлюзового мастера — памятник архитектуры конца XIX века. Шлюз «Немново» Единственный 3-х камерный шлюз и последний на протяжении канала. Возведен  на 102-ом км, с перепадом воды – 980 см. Дубовые ворота.. Принцип работы: наполнение и опорожнение водой через отверстия, открытие и закрытие шлюзных ворот припомощи бруса-рычага, поддержантие необходимого уровня воды плотинами-водосборами.Канал сопровождают строения, в которых жил персонал, обслуживающий шлюзы, водосбросы и разводные мосты. Первоначально было построено 24 здания (деревянных и каменных) для обслуживания вышеназванных объектов. Уничтожение домов  произошла во время Первой мировой войны. Их восстановление осуществлено  в стилях – «польского барокко», «закопанском» и ретроспективно-русском.P28-07-13_17.15[1]

Восстановление водной системы в Польше и Беларуси. С 1946 года на территории Польши под руководством инженеров Чеслава Степновского и Юзефа Рудницкого начались восстановительные работы на августовском канале.  В  1968 г.  получил статуса памятника ЮНЕСКО.  Туризм постепенно приобретает все более важное  значение для канала. Массовость приобрели сплавы на байдарках.  Возникла сеть водных туристических баз по всей трассе Августовского канала,  построены профилактории и санатории. Существует Генеральный план реконструкции Августовского канала на белорусской стороне.На территории Беларуси проходит 21 км Августовского канала. Его белорусская часть начинается  с пограничного шлюза «Кужинец». После окончания Второй мировой войны канал в Беларуси практически не эксплуатировался. В настоящее время проводятся  работы по реконструкции белорусской части канала. Заказчик реконструкции объекта – Гродненский облисполком стремящийся создать  благоприятные условия для развития международного туризма и организации зоны отдыха для туристов.  Под руководством главного архитектора «БелНИП-градостроительства», В.Г. Исаченко разработан генеральный план планировочной организации района Августовского канала. Прибрежная территория разбита на 10 функциональных зон, где будут сконцентрированы объекты и сооружения, необходимые для полноценного обслуживания туристов. Все зоны капиталоёмкие и рассчитаны на долголетнее строительство. Разрабатываются различные привлекательные инвестиционные проекты, реализация которых позволит создать широкомасштабный туристский комплекс. Проект восстановления канала предусмотрел частичное расширение русла, ликвидацию мелководиц. Гидротехнические сооружения восстановлены с сохранением первоначальных и используемых ранее при ремонтах облицовочных материалов или же с заменой на новые, аналогичные по своим характеристикам – клинкерный кирпич, блоки из гранита и песчаника. В целом проведение работ по реконструкции белорусской части канала и реставрации судоходных и водосбросных шлюзов позволит эксплуатировать водный путь в трёх режимах, которые были предусмотрены первоначальным проектом (1825 г.), создадут благоприятные условия для развития международного туризма и организации зоны отдыха для туристов.

P28-07-13_17.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заказать экскурсию или тур по Минску и Беларуси: