Эдвард Войнилович. Красный костел, родительская память о преждевременно умерших детях.

Тех. поддержка on 11.11.2012

Во все века люди строили во славу царей, во славу идей, которые им казались незыблемыми и непостижимыми. Но есть в Минске один своеобразный храм, это храм редкой красоты, который был построен в память о преждевременно умерших детях. Этот памятник уникален по своей художественной завершенности, обладает особой притягательной силой. А история его создания и жизни не может не оставить равнодушным ни одного человека .

История этого храма, как и других святынь Беларуси, очень драматична. Страшно вспомнить, что долгое время власти стремились, уничтожит костёл, а на его месте поставить огромный кинотеатр. Только благодаря усилиям учёных, общественных деятелей удалось спасти этот знаменитый комплекс. Про храм ходили разные слухи, рассказывались легенды, порой самые невероятные.

Храм был построен в 1905 — 1910 гг. по проекту Т. Пайздерского в новороманском стиле на средства Эдварда Войниловича и его жены Олимпии.

Помещик Войнилович был известным государственным деятелем, предводителем дворянства. Предки Войниловича были древнего белорусского шляхетского рода. Эдвард Войнилович получил прекрасное образование. Он закончил известную в крае Слуцкую гимназию, потом учился в Петербургском технологическом институте, стажировался на заводах Германии, работал инженером на Путиловском заводе в Петербурге. После смерти родителей поселился в поместье Савичи, которое находилось в Слуцком повете. В 1878 году Войнилович был избран вице-председателем Менского товарищества сельского хозяйства. С1906 года член Госсовета Российской империи, где был председателем «Круга Польского королевства, Литвы и Руси». Кроме этого он занимал почетные должности в многочисленных государственных и общественных организациях. В начале X X столетия Войнилович активно принимал участие в белорусском Возрождении, материально помогал белорусскому национально- освободительному движению. Однако затем стал постепенно отходить от него, так как заметил, что большая часть белорусских деятелей начала придерживаться социалистических идей.

В личной жизни судьба послала тяжелые испытания семье Войниловичей. Брак был поздний. Женитьба Эдварда с Олимпией принесла в его дом тепло и самую лучшую из утех — это детский смех. Сына Эдварда Войниловича назвали в честь Апостола Сымона, дочку назвали в честь Св. Елены – матери императора Константина, который в 325 году признал христиан и запретил их преследование.

Сначала умирает сын Симон, который родился в 1897 году. Эта смерть отняла у родителей здоровье. Только вера в бога позволила помещику Эдварду пережить это великое горе. Через шесть лет семью настигла еще одна беда. Дочь Елена начала болеть. Девушка угасала с каждым днем, потому что очень жалела брата. 1903 году, не дожив только один день до своего 19-летия , умерла их дочка Елена, которую родители безумно любили.

Под воздействием этого страшного удара рука убитого горем человека написала следующие строчки: «Великий, сильный и всемогущий Боже. Удары делит по своей мере, а после подымает человека, чтобы он их переносил и не упал, а выдержал до конца, чтобы восторжествовала справедливость. Из когда – то сильного дерева моего рода опадал листочек за листочком, а я остался только как одна веточка, осужденный на умирание, будто обожжённое громом дерево, которое ни одна весна не оживит. Так захотел Бог».

Легенда гласит, что дочь Войниловичей, Елена, была скромной, умной, верующей девушкой. Имела очень впечатлительную натуру и часто просила родителей, чтобы те помогали бедным и немощным. С детства занималась живописью, имела хороший вкус, много рисовала и свои работы – рисунки продавала, полученные деньги жертвовала бедным. Смерть брата Сымонки отозвалась резкой, невыносимой болью в сердце девочки. Елена стала ещё более тихой, задумчивой, молчаливой. А когда заболела, то один раз во сне увидела редкой красоты храм. Святыня была такой живописной, удивительной, что девочка свои чувства пожелала перенести на бумагу. Перед самой смертью просила родителей построить святыню, где люди могли молиться и возносить чистую хвалу Богу, находить себе утешение.

Похоронив сына и дочь, Эдвард Войнилович и его жена Олимпия решили исполнить последнюю волю любимой дочери. Они пришли к мысли построить костел в честь Симона и Елены, как памятник о своих преждевременно почивших детях. Эдвард обращается к минской католической общине со своей просьбой, однако поставил условие, что сам подготовит проект храма, и никто не будет вмешиваться в выбор стиля храма и процесс его строительства. А сам настойчиво ищет архитектурное решение рисунку-храму, оставленному дочерью на бумаге.

Войнилович очень внимательно знакомиться с образцами костёльного зодчества того времени, с различными архитектурными направлениями. Он хочет сотворить храм не только высокого художественного качества. В нем живет мечта создать храм, который своей архитектурой напоминал бы о былом единстве христианского мира. Он знакомился с разными архитектурными образцами и концепциями. Не хотел останавливаться на готическом стиле, потому что он стал очень распространённым на то время при строительстве католических святынь в России и Беларуси, и очень отличался от стиля православных церквей.. Этим как бы подчеркивалось деление в вероисповедании… И тогда он остановился на романском стиле, расцвет которого приходиться на то время, когда восточная церковь существовала в единстве с Римом.

Официальное разрешение на строительство храма было получено в Министерстве внутренних дел 9 марта 1905 года, а 20 сентября 1910 года, по желанию мецената костела, архиепископ Ключинский освятил храм святых Сымона и Елены. При входе была установлена мемориальная плита с их именами. Получилось так, что костел Св. Сымона и Елены стал символом Минска. Его изображение можно увидеть и на открытках, и на памятных знаках, экслибрисах, многочисленных изданиях по истории Минска.

С 1946 года в здании костёла размещалась киностудия «Беларусьфильм», с 1970 года он был приспособлен под «Дом кино». С 1990 года костел стал действующим. Возле костёла в1996 г. поставлена скульптурная композиция « Архангел Михаил побеждает дракона» Скульптор. И. Голубев. И сейчас среди минчан костел Св. Сымона и Елены считается самым почитаемым храмом.

 

 


    Заказать экскурсию или тур по Минску и Беларуси: