Жители крупных городов любят уйти от магистральных улиц с людским потоком в уют тихих старых улочек, по которым можно идти, не спеша, отдыхая, где глаз замечает многое.Приятно прогуляться в старом городе, пройтись по тихим, мощенным брусчаткой улочкам, посидеть на скамейке в маленьком дворике. Что привлекает в Троицком Предместье наше внимание при его общем восприятии ? Яркая окраска зданий, их различные силуэты… Крыши, без которых раньше не было домов.В этом вы убедитесь сами, когда побываете с этом старом квартале бывшего Троицкого предместья, увидите его продлённую реставраторами жизнь и, возможно, почувствуете живой облик города XIX века. Здесь снимают фильмы, фотографируются, часто можно встретить художника с мольбертом.
Река Свислочь стала природной оправой Троицкого квартала. Она объединяет современный ансамбль пр — та Независимости и историческую застройку на противоположном берегу относящуюся к ХIХ веку. Рядом с Троицким предместьем на небольшом острове посреди реки открыт памятник-каплица, т.е. часовня. Его официальное название «Памятник воинам-интернационалистам».
В мемориальный комплекс входят: на холме памятник с чертами церковного сооружения (очертание Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке, построенной св. Ефросиньей Полоцкой) у основания холма валун с иконой. Слева – скульптура Ангела-хранителя. Чуть дальше – поминальный стол и валуны с названиями афганских провинций.
Справа – административное здание, где находятся директор и охрана. Там же доска с планом комплекса, а за углом у входа еще одна доска с именами всех авторов сооружения. [Авторы памятника – скульптор Ю.П.Павлов и его семья: скульпторы Галина и Олег Павлович (жена и сын), ландшафтный архитектор Д.Хомяков, конструктор В.Канцевич. Основные строительные работы проводили железнодорожные войска РБ. Комплекс построен на средства от пожертвований граждан, государственного бюджета и ПКП «Волат».
Задуманный как памятник воинам, погибшим в Афганистане, он стал по существу памятником сынам и дочерям Беларуси, павшим в разные века, на чужой земле, под чужими флагами, в чужих войнах. И вместе с погибшими солдатами мы обращаемся к Богу со словами, написанными на каплице: «Госпадзе, мы дзеці твае».
Тему скорби и памяти подчерчивает и ландшафт острова. Поверхность его неровная, с валунами, которых так много на белорусской земле. А некоторым они напоминают об афганских горах. Настроение памяти и печали создают и склонившиеся над водой плакучие ивы. И вокруг вода… Ее постоянно не хватало в Афганистане. Там, на чужой земле, жили воспоминаниями о родных белорусских криничках, речушках, озерах…
Первым элементом мемориального комплекса является валун с иконой.
(Группа переходит к валуну с иконой)
Этот валун был установлен как закладной камень (в 1988 г.; строительство комплекса началось в 1991 г., открыт 3 августа 1996 г.). На нем бронзовая икона Божьей матери. Под ней надпись: «Сынам, загінуўшым у Афганістане, узведзены гэты храм-помнік па даручэнню беларускіх маці, якія не жадаюць, каб зло панавала ні на сваёй, ні на чужой зямлі».
Памятник имеет свою историю. Группа белорусских женщин-матерей погибших в Афганистане ребят (во главе с председателем тогда еще Всесоюзного комитета афганских матерей минчанкой Инессой Сергеевной Головневой) приехала в г. Днепропетровск (1990), где был открыт один из первых в Советском Союзе памятников воинам-«афганцам». Этот памятник настолько тронул их, что они пригласили его автора участвовать в конкурсе на создание подобного памятника в Минске.
Афганская тема в творчестве украинского скульптора Юрия Павловича Павлова появилась неслучайно. Он провожал в армию своего сына (осенью 1985 г. еще шли военные действия в Афганистане.) и стал свидетелем, как страшно кричали матери, будто заранее провожали сыновей на смерть. Сын Ю.П. Павлова в Афганистан не попал. Но страх за него, сочувствие чужому горю, воспоминание о жутком крике матерей остались в памяти навсегда.
На конкурсе создания памятника в Минске проект Ю.П. Павлова был признан лучшим. Он предложил памятник необычный как по замыслу, так и по архитектурно-художественному воплощению.
(Отойти ближе к дорожке, ведущей к памятнику)
На насыпном холме высокой свечой возвышается памятник-часовня. Он стоит на сваях, укрепленных валунами. Стройная и строгая композиция устремлена вверх к вытянутому барабану и кресту.
В основу очертания памятника положен первоначальный облик храма Евфросинии Полоцкой, такой, каким он был в ХII в. (храм построен в 1161 г.). Евфросиния Полоцкая является святой и для католиков, и для православных. Образ памятника напоминает о хрупкости человеческого бытия на фоне политики, рождающей войны и насилие. Возвышенный над водой, отдалённый от обыденности и суеты, он словно плывет в вечности.
Основу памятника составляют фигуры скорбящих женщин-матерей. Скульптурная композиция храма выполнена в едином материале. Состоит из четырех групп женских фигур, перерастающих в часовню. Их будто собрала здесь общая беда и общая ответственность за будущее. Лица матерей обращены во все стороны света, туда, куда Беларусь посылала своих сыновей. Во все времена оплакивали матери не вернувшихся с войны детей. Одни держат в руках иконы, другие – портреты сыновей. Матери, стоящие впереди, держат в руках светильники, которые символизируют тепло и свет домашнего очага. Возможно, они еще надеются на возвращение сыновей к домашнему огню. Стоящие сзади уже потеряли надежду. Они застыли, окаменели от горя.
Входы в часовню закрыты коваными воротами.На кованых воротах, ведущих внутрь памятника – изображение гербов крупнейших белорусских городов и городов, сыгравших особую роль в развитии белорусской культуры: Минск, Могилев, Полоцк, Несвиж, Гомель, Витебск, Брест, Гродно. Внутри – четыре алтаря.
Если ворота открыты можно зайти внутрь.В каждом из 4 -ёх алтарей храма-памятника находятся изображения икон и бронзовые подсвечники под ними. Главная икона – “Маці святая Беларусь”. Наша многострадальная Беларусь представлена на ней в образе матери всех времен, которой пришли поклониться ее сыновья – и древние воины в латах, и солдаты Великой Отечественной, и воины-“афганцы”.
Перекликается с ней по теме икона “Евфросиния Полоцкая – заступница белорусского народа”. Святая Евфросиния стоит на коленях. Руки ее распростерты как крылья птицы. Она пытается закрыть, уберечь свой народ от врагов, среди которых и тевтонские рыцари, и фашисты с собаками… Нижний край иконы неровный – это символ того, что враги из века в век “отхватывали” часть белорусских земель.
В центре следующей иконы «Не рыдай мне, мацi» солдат, рядом с которым женский образ, символизирующий его мать, сестру, невесту. Крест с распятым Христом подразумевает, что «афганцев» в земной жизни предали, как по библейской легенде предали некогда Христа.
И, наконец, икона «Молитва четырнадцати святых за Беларусь». Это четырнадцать святых, канонизированных православной и католической церквами. На их изображение наложен бронзовый текст молитвы, основной смысл которой заключен во фразе «Убереги нас, Господи, от братской незгоды». Изображен также крест Евфросинии Полоцкой как призыв к согласию и примирению.
Внутри каждого алтаря на стенах высечены имена погибших воинов-«афганцев». Возле каждой фамилии лампада. Родные и близкие погибших при посещении мемориала могут установить в ней зажженную свечу.
Здесь представлена вся Беларусь. Около 30 000 белорусов и уроженцев республики прошли через Афганистан. Из них 771 там погибли, а более 800 (837) вернулись инвалидами.
Среди имен, высеченных внутри памятника, две фамилии Героев Советского Союза (4 белоруса за Афганистан удостоены звания Героев Советского Союза: А. Мельников Н. Чепик, В. Щербаков, В. Пименов. Имя одного из них – Николая Чепика (он подорвал себя гранатой, чтобы перекрыть дорогу душманам) – было в свое время широко известно.
Внутренняя поверхность стен и его купол расписаны библейскими сюжетами – «Благовещение», «Божья Матерь», «Святое семейство», «Снятие с креста». Здесь же изображены архангел Михаил и Гавриил, считавшиеся покровителями белорусского воинства еще со времен Грюнвальда. Иконы и внутренняя роспись выполнены в технике энкоустики, т. е. восковой живописи: несмывающиеся восковые краски известны со времен Древнего Египта).
В композиции росписей среди фигур погибших воинов-«афганцев» встречаются изображения воинов прежних времен. За последнее тысячелетие сыны Беларуси вместе с другими народами принимали участие в 80-ти войнах (общей продолжительностью 215 лет) и почти в 3000 походов и вооруженных конфликтов. В период 1950-х, 1980-х годов по воле политиков им пришлось сражаться и на чужой территории [в ходе корейско-американской войны (1950—1953), в событиях в Венгрии (1956), в ходе вьетнамо-американской войны (1964—1973), арабо-израильских войн (1968—1983), в Чехословакии (1968), в столкновениях советских и китайских войск на дальневосточных и среднеазиатских границах (1969—1973), в Анголе (1976—1986), в боевых действиях в Афганистане (1979—1989)]. Иконы, молитва и подкупольная роспись объединяют всех, кто погиб в Корее, Венгрии, Вьетнаме, Чехословакии, Анголе, Афганистане…
Из всех перечисленных самый страшный след оставил Афганистан. И один из элементов комплекса увековечивает места, где проливали кровь в Афганистане наши ребята. В одной из частей острова символический поминальный стол и валуны с названиями афганских провинций, где дислоцировались и вели боевые действия советские войска. Плита символического поминального стола когда-то находилась на поле аэродрома в Кабуле.
Просьба правительства Афганистана о вводе советских войск в Афганистан была связана с политическим кризисом после революции 1978 г. В СССР было объявлено, что это вызвано стремлением укрепить безопасность СССР. В результате так называемый «ограниченный контингент» оказался вовлеченным в военные действия почти на десять лет. Историки называют этот период третьей афганской войной. Первый конфликт между Афганистаном и Российской империей произошел в ХIХ веке (1884—1885) из-за притязаний афганского правительства на южные туркменские земли. Второй русско-афганской войной историки называют борьбу с басмачеством в Средней Азии (1919—1932)].
Какими бы ни были политические цели этой войны, всем сегодня очевидно, что ввод войск в Афганистан нанес урон авторитету государства, ухудшил взаимоотношения СССР с западными странами и еще больше обострил ситуацию в самом Афганистане. К сожалению, признание ошибки о вводе войск в Афганистан не принесло облегчения семьям, потерявшим там родных и близких, не вернуло здоровье тем, кто остался инвалидом. А в Афганистане и сегодня обстановка остается напряженной.
Там, за поминальным столом, в памятные дни собираются родные, близкие, друзья погибших. Общими для всех датами стали день ввода советских войск в Афганистан 27 декабря и день вывода войск – 15 февраля. В эти дни у памятника проходят траурные митинги, возложение венков.
Афганистан оставил трагический след в душах и в жизнях наших людей. И поныне воинам афганской войны, живущим в разных уголках Беларуси, снятся по ночам их кромешные бои.
Следующий элемент мемориального комплекса – фигура Ангела-хранителя.Это своеобразный памятник тем воинам-«афганцам», которые погибли от физических и душевных ран уже после возвращения на родину. Ангел плачет, потому что не смог выполнить свою святую миссию – уберечь воина от смерти.
Воина в Афганистане удаляется во времени. Но время не снижает боль и тревогу тех, кто прошел через нее, и тех, кто потерял своих родных и близких. Памятник воинам-интернационалистам создан не только в память о тех, кто прошел через Афганистан, и для их близких. Он создан для всех ныне живущих, как наша общая боль, наша общая память, как крик души против войны.