“Такого гения не могло быть на территории современной Беларуси…. Но он был!”
Эти слова выписаны из книги отзывов на выставке, посвященной Язепу Нарцизовичу Дроздовичу, которая проходила осенью 2008 года в Доме — музее I съезда РСДРП. Однако задайтесь вопросом, известно ли вам это имя, что оно говорит вам? Скорей всего, ничего или крайне мало. К огромному сожалению, Язеп Дроздович и по сегодняшний день остается неизвестной фигурой белорусской истории и культуры. А между тем, этот человек был художником, одним из творцов национального искусства, историком, этнографом, преподавателем, литератором, а также астрономом-теоретиком, создателем целой космологической теории. Несомненно, то, что на сегодняшний день вклад Язепа Дроздовича в культуру и науку нашей страны не до конца оценен.
Бродяга без постоянного места жительства, свободный художник, никогда не имевший семьи. Родители его возлюбленной не захотели отдать свою дочь «гимназистку» человеку, у которого не было собственности, поэтому всю жизнь он прожил один, скитаясь большую часть жизни по городам и селам, зарабатывая лишь на пропитание и часто голодая.Всё это сказано об одном человеке.
Так узнай же, читатель, о нелегкой жизни этого человека! Написанные в этой статье строки и увиденные крупицы творчества Дроздовича потрясёт вашу душу, и в ней проснётся что-то такое, от чего она сожмется, а на глаза набежит слеза. Возможно, это что-то в твоем сердце вызовет тоску — кручину, а может…гордость за белоруса, за его талант и характер, и, в дальнейшем, придаст силы и мужества в собственной жизни.
Однажды Язеп Дроздович, уже на склоне лет, произнес следующие слова: «Вы мяне яшчэ пашукаеце». По прошествии более 50 лет, его слова оказались пророческими и сейчас активно начинаются поиски и осмысление его творчества, философии бытия, его понимания “бацькаўшчыны” и человека.
Родился Язеп Дроздовичеп 1 октября 1882 года в обедневшей шляхетской семье в застенке Пуньки Глубокского района Витебской области. Самый младший в семье, где было шестеро детей, он с самого младенчества познал все тяготы крестьянского хлеба. Не имея своей собственной земли, его родители вынуждены были брать наделы в аренду, и почти каждые 3 года семья переезжала с места на место. А когда Язепу было всего два года, умер его отец.
С самого детства приученный к тяжелой крестьянской работе, мальчик отличался от других детей. Язеп очень любил рисовать, лепить из глины, не выпускал из рук ножик, которым постоянно вырезал что-то из дерева. Увлечение сына мать поддерживает, и, несмотря на тяжелое материальное положение в семье, дает возможность учиться.
В 1906 году, 18-летним юношей, Язеп поступает в Виленскую школу рисования. Его учителем становится профессор искусств Иван Трутнев. Именно в Вильне начал формироваться своеобразный национальный стиль, который будет присущ лишь одному художнику. В Вильно он погружается в активную общественную жизнь, знакомиться с Янкой Купалой, Якубом Колосом, Элоиза Пашкевич и многими другими деятелями белорусского национального возрождения начала XX века. В это время Дроздович часто посещает библиотеку, занимается самообразованием и приобретает значительные, почти энциклопедические знания. С книгой он будет дружить всю жизнь. Ему часто не будет хватать средств на еду, но на необходимую ему книгу и краски они всегда находились.
В 1908 году художественная школа была окончена и Язеп Дроздович начинает самостоятельную работу. В то время Язеп, как и многие виленские художники, увлекается стилем модерн. Именно в этом стиле оформил он книгу стихов известной белорусской поэтессы Констанции Буйло « Курганный цветок». Язеп сотрудничает с редакцией белорусской газеты «Наша Нива», оформляет обложку «Белорусского календаря» за 1910 год, а впоследствии и первый в Советской Беларуси букварь.
Осень. 1910 года Язепа призывают в армию и посылают служить в Саратов, где он оканчивает фельдшерские курсы и далее служит уже в военной амбулатории. Статус солдата обязывает и бросает его в разные места Российской империи. Первую мировую войну наш художник встретил в действующей армии. Впечатления от «этого ужаса» остались в молодом сердце навсегда. И Дроздович становится одним из первыхпацифистов Беларуси, а в дальнейшем всю жизнь будет осуждать войну: « И придут времена, когда большая часть жителей нашей планеты откажутся от участия в войнах. Откажутся от этого искусственно узаконенного сильными мира сего через власть свою над людьми деяния, толкающего миллионы людей на убийства. И всю технику и достижения наук ни на проливание крови, а на обратное. На поддержку жизни, чтобы она была здоровой, высококультурной, разумной и красивой» (Я. Дроздович)
Демобилизованный в 1917 году по состоянию здоровья, возвратившись к матери и братьям в Германовичи, художник начинает заниматься педагогической деятельностью. Он открывает школу для детей в родных местах, которую польские власти быстро закрыли. В 1919 — 1921 годах работает преподавателем рисования в минских белорусских гимназиях, а параллельно с этим зарисовывает исторические места «Верхнего города», создает «Панораму Минска» в нескольких ракурсах, оформляет журналы, создает ряд рисунков для учебника «География Беларуси» Аркадия Смолича, работает художником-декоратором в театре, проводит археологические раскопки Минского замчища.
Все его творчество глубоко патриотично. Патриотизм творчества художника находит своё отражение в картине «Погоня Ярила» — произведении, написанном под впечатлением Рижского договора 1921 года, поделившим территорию Беларуси между буржуазной Польшей и большевистской Россией. На картине отображено мифологическое действие, в котором отображены силы Тьмы. Злое существо напрасно пытается закрыть черными тучами-крыльями голубую гладь рек и озёр, землю-Родину, которую дракон-хищник рвет когтями. Силы Света выступают в образе рыцаря на белом коне с копьём в руке. Ярила – это символ защитника нашего Отечества. Это вековая борьба Добра и Зла, Света и Тьмы приобретает в картине ярко выраженный национальный колорит, который подчеркивается латинскими словами “Alba Russa» или Белая Русь, выбитые на каменном кресте. Буржуазная Польша, к которой была присоединена в те времена Западная Беларусь, жестоко расправлялась с национальной культурой белорусов. Просыпается и болит душа каждого, кто видел это произведение, и на уровне подсознания начинаются размышления о судьбе белорусского народа.
Оккупация Минска польской армией, отсутствие собственного жилья, и общее тяжёлое материальное положение вынуждают Дроздовича покинуть Минск и уехать в деревню Германовичи к матери. Там совершается попытку реализоваться как писатель, и он начинает работать над историческим романом «Городельская Пушча” используя богатство белорусского фольклорного наследия, и который, к большому сожалению, не был закончен.
В то же время создаётся историко-патриотичная поэма «Трызна мінуўшчыны». В ней находят своё отображения события, которые происходили на территории Беларуси с VI по XХ столетие. В поэме нет действующих лиц, а сам писатель выступает в образе Баяна — народного песенника, борца за справедливость. К сожалению, оба литературных произведения не напечатаны, существуют только в отдельных фрагментах.
Но какими возвышенными и насыщенными словами начинает поэт свои «песни о Беларуси»
Старана ты мая старадаўняя,
Ты была для нас колись слаўная,
У сям’і славян як дастойная,
Незалежная, самастойная…
В 1921-22гг. снова Язеп снова пытается организовать в родных местах белорусские школы, но безуспешно.
В 1924 году устраивается учителем рисования в Глубокскую польскую школу, но уже в 1925 году его увольняют. Школьному начальству не нравится учитель-белорус, так щедро и горячо любивший свою синеглазую Родину. Начались путешествия с места на место.
В 1926 году Язеп получил от научного белорусского товарищества в Вильно командировку на Пинщину для сбора по Полесье этнографических и лингвистических материалов. Создаётся бесконечный ряд этнографических зарисовок: каплицы, дома, приспособления для работы, предметов быта, местных жителей в национальной одежде разного строя и т.д.
Собирается огромнейший языковедческий материал для Белорусского этнографического словаря. Все это невозможно недооценить и теперь: в то время он один собрал и сохранил столько, сколько собирали целые институты, работая многие годы. Всю информацию он шлет в Минск в АН БССР или в музей Вильно, не получив за неё ни гроша.
В 1927 г. едет работать в Радашковическую белорусскую гимназию имени Франциска Скорины. Кстати, именно ему принадлежит первый в национальном искусстве портрет Франциска Скорины. В начале 40-ых годов появятся на свет и другие картины, посвященные Скорине – «В свет за наукой», « Ф. Скорина в своей типографии в Вильно» и другие. Создавал Дроздович и свои неповторимые, очень лиричные пейзажи. За патриотичную деятельность его вскоре увольняют, и он едет работать в Новопрудскую белорусскую гимназию. На занятиях по рисованию «было ціха, як на малітве «, вспоминали ученики Дроздовича. Многочисленные истории и рассказы Язепа пробуждали у подростков чувство гордости за родную землю, ее богатейшую историю. Но в 1931 году он снова остаётся безработным. Как педагог, Язеп Дроздович успешно сочетал в себе качества профессионала, талант художника и огромный патриотизм, но именно такой учитель не был нужен польским властям, которые поставили перед собой задачу полонизовать население Западной Беларуси и окончательно закрывают белорусские гимназии.
В это время художник обращается к белорусской истории. На свет появилась галерея портретов полоцких князей, серия исторических портретов Великих князей литовских великого гетмана Константина Острожский, и таких деятелей белорусской и мировой культуры, как В. Сырокомля, Ф. Богушевич, А. Мицкевич и др.
Создаётся серия графических рисунков «Древние замки Беларуси». Они рисуются не как молчаливые свидетели-руины из камня и глины, а руины, которые помнят величие народа, потомками которого сейчас мы являемся. Дроздович был очень чутким художником. И не случайно, именно на пороге прихода Гитлера к власти в 1933 г. у него появляются именно такие картины, как « Дух тьмы» — сова распростёрла свои крылья над развалинами замка, символизирующего разрушения. В это время Язеп Дроздович очень бедствовал, но продолжал усиленно работать. Страсть к рисованию была настолько большой, что он ничего вокруг не замечал.
Тут стоит упомянуть, что в своём творчестве художник обращался и к библейским темам. Его религиозное искусство совершенно не изучено. В его Дневнике находим соответствующую запись: «Начал голову вождя еврейского народа Моисея. Наиболее привлекает меня в его теории создания человека тезис: «Бог создал человека со своего сходства»
В начале 1933 года Дроздович напрасно стучится в души разных людей, в двери разных учреждений. Его просьбы о работе остаются не услышанными. Отсутствие средств существования вынуждают художника снова податься в родные места, где странствуя между деревнями, он создает многочисленную коллекцию настенных ковров. Постепенно его след растворяется среди сельских людей, но не пропадает. Рядом с ним теперь нет ученых, художников, учителей, но вместе с этим нет больше голода и нищеты.
Мастер рисовал в крестьянских домах на самотканом, окрашенным в чёрный цвет холсте. И поплывут по холсту ночные озёра в обрамления дивных цветков — снежно-белых лебедей. И восстанет через некое чудесное оконце таинственный замок над высоким обрывом. Самыми любимыми же его мотивами были лунные пейзажи. Его рисованные ковры крестьяне размещали над кроватями в чистой половине дома.
На сегодняшнее время в музеях, частных сборах Беларуси находиться около 60-ти ковров Я. Дроздовича. В 1995 г. сотрудникам историко-культурного заповедника «Заславье» посчастливилось найти и приобрести в Глуботском районе три ковра. Сейчас в этом музее находиться самая большая коллекция ковров художника – 19 экземпляров. Они оказывают огромное эстетическое воздействие и вызывают не только приятные забытые волнения, духовное наслаждение, но и будоражат глубинные чувства души, призывая к размышлению, к поиску в своем сердце ответа на таинственные вопросы жизни Человека, о Вечном.
Рисованные ковры остались основным источником заработка и в послевоенные 40- 50-ые годы. Чиновники и бюрократы никак не хотели признать исключительной ценности его творчества. Со временем, ковры «Дядьки Язепа» были вытеснены из употребления магазинными штампованными изделиями с мотивами «Трех богатырей», « Кот в сапогах», или пальмами и обезьянами. Сейчас рисованные ковры считаются уникальным явлением для Беларуси, национальным богатством.
Астрономические исследования – самое интересное, что было сделано Мастером. Все свою жизнь Я. Дроздович интересовался астрономией. Его восхищение звездами, которое началось еще в 20-ые годы, когда он слушал в Виленском университете лекции по астрономии, вылилась в создание целой космологической теории. Только сейчас учёные — астрономы начали говорить о так называемых « черных дырах», астроном — самоучка заявил об их наличии в 30 г.
В 1931году художник выдает в Вильно первую белорусскую книгу по астрономии «Небесные беги». Выдает на свои собственные средства, небольшим тиражом. Сегодня эта книга, украшенная 16 авторскими астрономическими иллюстрациями, считается уникальным изданием для Беларуси.
Дроздович — начинатель космической темы в изобразительном искусстве. Научно-фантастическая картина «Космос» создаётся как своего рода космическая икона — автопортрет. На фоне звёздного неба Бог — отец в человеческом обличье мудро бросает, словно мяч, хрупкую планету Земля в космическое пространство, где уже проплывают другие кометы, звёзды, планеты. Это глубоко философская картина была написана в 1943 году, в самый разгар войны, а мир и сейчас до конца не осознает уязвимости существования Земной цивилизации.
Не признанный чиновничеством, прожив почти все свои жизнь в бедности, одиночестве, но оставившего после себя огромное наследие научных, художественных, литературных, этнографических произведений. Этот большой Человек умер, как и жил — в вечном путешествии. В осенний день 1954 года крестьяне подобрали его на дороге уже в бессознательном состоянии и отвезли в больницу, где он уже ни приходил в сознание.
Похоронен Язеп Дроздович около деревни Липляны Глуботского района. И хоть и стоит там барельеф-стела белорусского скульптора А. Шатерника, а у книжного магазина «Венок», что в Троицком предместье Минска установлен памятник-скульптора И. Голубева, но самую лучшую память Язеп Дроздович оставил о себе сам. Это искренняя, яркая, бесконечная и самоотверженная любовь к своей Родине и своему народу. На исконный вопрос, в чем смысл человеческой жизни, он ответил однозначно: любить Человека. Чем не утверждение заповеди Христа для любимой нам Беларуси.
Язеп Дроздович опередил своё время, это предопределило его личную трагедию, но не творческую судьбу. Как художник, ученый, Человек он состоялся. Идеи гуманизма он проповедовал задолго до Перестройки 1985 года. Гуманизм Дроздович понимал так: чтобы мы не делали это должно приносить пользу человеку и делать его счастливым. Дать человеку образование, чтобы он был интеллектуально развит и грамотен, а значит, независим духовно. Промышленность должна работать не на войну и идею, а на комфорт человека. Вокруг человека всё должно быть прекрасно. И мы понимаем, что у человека должно быть право на свободу жизни, творчества, личностный выбор. Тогда же, марксистско-ленинская идеология предусматривала личность лишь как винтик политической системы государства. И только 1991 год положил конец октябрьскому эксперименту 1917 года.
А ещё ранее был Человек, который работал и жил для духовного возвышения своего народа, служил ему своим талантом, делал человека и его жизнь красивее, в меру своих сил, поплатившись за это личным счастьем. …. Причинами такой судьбы можно назвать многое. Сложность и неоднозначность личности самого героя данной статьи, последствия политики польской и советской власти, отвергавшей всякое инакомыслие и независимость, а также той эпохи в целом.