Древний Туров был расположен в центре территории расселения дреговичей, на основной водной магистрали южной Беларуси — р. Припяти, обеспечивавшей связь с Киевом и днепровским путем «из варяг в греки».
О культовой архитектуре Турова можно судить только по выявленным остаткам храма. Туровский собор представлял собой трехнефный, трехапсидный шестистолпный храм, сооруженный методом порядовой кладки с толстыми связующими швами розовой цемянки, превышающими толщину плинфы. Здание имело очень слабый фундамент, было, очевидно, лишено фресковой росписи.. Полы храма были выстланы керамическими плитками, какие неоднократно находили в раскопках. По размерам кирпича и технике кладки можно предполагать, что храм возводился во второй половине XII в., очень быстро начал разрушаться из-за слабых фундаментов и, возможно, не был достроен.
Землетрясение 1230 г., разрушившее храмы Киево-Печерской лавры, Переяславля, с археологическим материалом в пластах, подстилающих и перекрывающих разрушения туровского храма, позволяет отнести его также к числу жертв этого землетрясения.
Свинцовая булла митрополита киевского Кирилла II, найденная непосредственно поверх слоя разрушения, служит дополнительным документом в пользу таковой датировки разрушения храма. Очевидно, она была привешена к грамоте митрополита Кирилла, присланной в Туров, скорее всего в ответ на сообщение о разрушении туровского епископального храма. Вероятность такой переписки свидетельствует о наличии грамотных людей в среде туровского духовенства.
Принятие христианства способствовало широкому распространению письменности и грамотности. Владимиром и Ярославом было организовано обучение грамотности, переписка и распространение переводной агиографической литературы, при Ярославе возникают древнейшие летописные своды. Получают распространение местные проповеди, сказания, молитвы и сборники юридического характера. Это приводит к возникновению новых центров местного летописания.
В 1866 г. в Турове в Спасо-Преображенской церкви выявлены остатки евангелия XI в., писанного уставом на пергаменте. Это одна из древнейших рукописей на Руси свидетельствует о раннем распространении грамотности и христианства в Турове. Можно полагать, что в Турове, столице одного из важнейших княжеств, центра древнейшей на Руси епархии, мог сложиться центр древнейшей культуры и письменности. Очевидно, жена Святополка Изяславича гречанка Варвара (умерла в 1125 г.) прибыла сюда со своим окружением из просвященных и образованных приближенных, что способствовало повышению общего культурного уровня туровского общества. А сам Святополк Изяславич — ее муж, князь Туровский, а затем и киевский великий князь по летописной характеристике «читатель был книг, и вельми памятен, за многое бо лето бывшее, мог сказать, яко написанное». На этой почве могло сложиться и местное летописание. Именно такой высокий культурный уровень является необходимым условием и фундаментом становления выдающегося явления культурной жизни — творчества Кирилла Туровского.
Кирилла Туровского, выдающийся просветитель и церковный деятель родился, рос, учился, жил в Турове, здесь же протекала и его исключительно плодотвор¬ная творческая деятельность. Образованнейший человек своей эпохи, обладавший широчайшими историческими и географическими позна¬ниями, великолепный знаток русской и византийской агиографической литературы, он обладал большим литературным даром, поразительным трудолюбием и необычайной широтой взгляда на проблемы современной ему жизни. Его перу принадлежат притчи («О человеческой душе и телесе», «О слепце и хромце»), сказания («О черноризстем чину»), повесть («О белоризце человеце»), 8 торжественных слов, каждое из которых составляет самостоятельное произведение, посвященное торжественным, праздничным событиям, и 30 молитв на различные дни и случаи православной жизни. Его творчеству характерны необычайно яркие, образные выражения, метафоры и сравнения.
Произведения Кирилла Туровского пользовались необычайно широкой известностью и популярностью на Руси, были включены в состав сбор¬ников-антологий лучших произведений православной церкви — «Златоуста» и «Торжественника». Они бережно и тщательно переписывались потомками на протяжении столетий, им составлялись подражания.»Златоуст, паче всех нам воссиявший на Руси», — так писали о нем первые биографы его жизни.
В своих высказываниях Кирилл Туровский был необычайно красноречив. Творческая деятельность Кирилла Туровского, его великолепные произведения являются гордостью и достоянием не только нашей белорусской культуры, но и всей восточнославянской и славянской культуры. Они бережно сохраняются в государственных книгохранилищах, изучаются студентами литературных факультетов университетов и пединститутов, им посвящены серьезные исследования академических научных учреждений, они включаются в состав хрестоматий и сборников. Бело¬русское республиканское общество охраны памятников истории и куль¬туры приняло решение о сооружении памятника Кириллу Туровскому на его родине — в г. п. Турове Гомельской области. Памятник установлен на окольном городе древнего Турова и открыт 11 мая 1993 года.
Высокий уровень культурной жизни не мог отразиться только на деятельности одной, чрезвычайно талантливой личности Кирилла Туровского. Среди сохранившихся письменных источников древней Руси сохранилось «Сказание о Мартыне Мнихе», созданное в Турове, как можно предполагать по упоминавшимся в них географических деталях.
В раскопках 1992 г. на окольном городе древнего Турова найдена свинцовая подвесная печать-булла с изображением Богородицы. Знамение на обратной стороне и греческой надписью на лицевой: «Кирилл мних, божей милостью архиепископ и митрополит Руси». Это личная печать киевского митрополита Кирилла, бывшего митрополитом в 1225— 1232 гг. Она свидетельствует о его переписке или каком-то послании к туровскому духовенству или князю.
Значительно способствовало развитию культуры, грамотности и письменности, развитию монументального строительства, укреплению экономических и культурных связей Византией принятие и распространение христианства в Туровской земле.