Сымон Будный – мыслитель, писатель, переводчик, издатель, переводчик, религиозный деятель. Сегодня такая личность имела бы всемирную известность и высокий общественный статус. На базе идей Реформации в Беларусь пришёл кальвинизм в середине XVI века. Тогда и начал здесь свою деятельность С. Будный. Сначала в Вильно (1558), а потом в Клецке, Несвижа – по приглашению Николая Радзивилла Черного (1515 – 1565). Единомышленниками Радзивиллов были представители многих известных родов в Княжестве – Тышкевичи, Сапеги, Пацы, Ходкевичи и многие другие. Вся деятельность его сторонников была направлена на укрепление государственной самостоятельности ВКЛ. Их деятельность на несколько десятилетия задержала объединение с Польским королевством [4, с. 64]. Николай Радзивилла Черный и его последователи понимали, что нужна была церковь, чуждая и польской, и московской, и он решил использовать реформационное движение. Основывает кальвинистские общины во многих городах. Благодаря его стараниям были основаны типографии в Берестье и Несвиже. В Несвиже Николай Радзивилл Черный собрал лучших проповедников. Хозяин Несвижа увидел в Сымоне Будном личность, полезную для своего начинания. Ведь молодой человек имел одаренный ум, человеческое обаянием, способность убедительно рассуждать и проповедовать. В Несвиже жили просвещенные единомышленники Будного, которые вместе с ним и организовали выпуск книг на средства того же Радзивилла в открытой им типографии. Протестанты Европы выступали за создание национальных церквей, этого же хотели кальвинисты ВКЛ. Несвиж стал городом, где была напечатана 10 июня 1562 года «Катехизис» первая на собственно белорусских землях книга на старобелорусском языке. Будного беспокоила тенденция белорусской аристократии обходиться без родного языка и поэтому в предисловии к книге он обращается к княжичам Радзивиллам, чтобы они «не только в чужоземских языцех кохали», но не забывали языка своих «давних предков». В Несвиже выходит еще одна его книга на белорусском языке «Об оправдании грешного человека перед Богом». До настоящего времени не дошло ни одного экземпляра, но еще в начале XIX века ее видели и изучали. Жизнь Будного – неустанный поиск истинного знания и проповедь этого знания. Сымон Будный подверг критическому анализу Новый завет (1574). Аналогичную работу проделал Спиноза, но спустя сто лет. Этот труд требовал широких взглядов, глубоких знаний, духовной смелости. Этот научный подвиг принес моему герою европейскую славу. Умирает Радзивилл Черный (1565). Его сын и наследник Николай Сиротка порвал с кальвинизмом и перешел в католичество. Тогда и запылали костры из книг инаковерующих авторов. Труды Будного летели в огонь первыми. До нас дошли лишь считанные экземпляры его книг [6, сс. 78, 75 – 76]. Дальнейшая жизнь Будного сложилась трудно. Ему пришлось изведать преследования, гибель своих произведений. Он был объявлен еретиком всеми христианскими церквами и даже братьями по вере. Умер Будный в бедности и одиночестве. Его враги говорили, что это кара за то, что он не верил ни в Бога, ни в Иисуса Христа. Будный верил в Бога, Иисуса Христа рассматривал не как в Сына Божьего, а как великого высокоморального человека, жизнь которого является примером для всех и каждого. Его последователем в начале XX станет Лев Толстой, всемирно известный писатель, совесть и моральная опора России. И жил он верой в будущее. «Жребий брошен, – писал он, выступая с критикой Нового Завета, – но все же я уверен, что труд мой лучше оценят потомки». Все, что он делал, делал не для личной славы, а в поисках истины. Он говорил: «Искренне скажу: мне достаточно и того, что не закопал свой маленький талант, а принес пользу». Итак, как мы уже знаем, Реформация потерпела поражение. Ну и что же наш герой…? Имеет ли хоть – какое значение деятельность Сымона Будного в жизни белорусов или все было напрасно. Мучительно ищу ответ на этот вопрос… Он жил в эпоху, которую позже назовут Возрождением, или Ренессансом. Вспомним хотя бы несколько имен великих людей, которых можно было бы поставить в один ряд с героем нашего эссе: Николай Коперник (1473 – 1543), Джордано Бруно, Галилео Галилей, Вильям Шекспир. Прорыв, сделанный ими в науке , ускорил разрыв с церковью. В европейском обществе начинает формироваться светская культура, светские взгляды. Будный был ярчайшим представителем этой эпохи. Период Реформации в ВКЛ считается «золотым век» в истории Беларуси. Белорусский народ сделал шаг вперёд в своём духовном развитии. В этом шаге значительный вклад принадлежал Сымону Будному.
Источники и литература
1.Анушкин А. На заре книгопечатания в Литве. – Вильнюс, 1970
2. Гісторыя Беларусі: Вучэбны дапаможнік. Ч.1. – Мн., 2000.
3.Катлярчук А. «Уцёкі мазгоў», ці Лёсы пратэстантаў ВКЛ у другой палове XVII ст.// Спадчына, 2006, № 1.
4. Масленицына И., Богодзяж Н. Радзивиллы – несвижские короли. Мн., 1997.
5.Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. – Мн., 1995.
6.Тарасов К. Память о легендах. – Мн., 1984.
7. Подокшин С. Скорина и Сымон Будный. – Мн., 1975.