Третий Рим. Заявка на общехристианское доминирование?

 В 1453 году прекратил существование Второй Рим. Турки захватили Константинополь, а в 1460-м вторглись на Пелопоннес. Фома, брат последнего Византийского император,  успел бежать вместе с семьёй на остров Корфу, а затем в Рим. Чтобы гарантировать расположение Ватикана, Фома принял католичество. Фома и его супруга скончались в 1465 году. Софья  палеолог и её братья оказались под патронажем папы римского Павла II.
Таким образом, племянница погибшего византийского императора – Софья Палеолог, жившая при дворе папы римского Павла II в 1472 году была сосватана за  вдовствующего московского князя Ивана III. Вместе с греческой принцессой в Москву приехали и бывшие императорские сановники. За короткий исторический промежуток Москва стала приютом достаточно большой волны политэмигрантов. Им уже было тесно во второстепенном городе Владимиро-Суздальского княжества.

Мало того, им была нужна империя. Началось массовое заимствование чужих символов: от византийского двуглавого орла, когда-то взиравшего на Средиземное и Черное море, до поговорки “Краков не сразу строился”, переделанной на русский лад. Фактически при попустительстве короля Казимира Ягайловича в 1477 (или 1478) московское войско захватило Новгородское княжество. Территория Московского княжества увеличилась вдвое, а московское боярство стало высказывать претензии на роль “объединителей земель русских”. Казимир заключил с московским князем Иваном III “вечный мир”. Как пишут российские историки: “…В 1492 г. умер Казимир IV. Москва начала победоносную войну против Литвы и по перемирию 1503г. вернула Руси 19 городов, в том числе Чернигов, Путивль, Гомель, Брянск, Мценск и др., 70 волостей, 22 городища и 13 сел…” Вся последующая история Восточной Европы состоит из непрекращающихся войн под лозунгом “возврата исконно русских земель”, во время которых территории по много раз переходили из рук в руки. В конце XVIII века, в результате трех разделов, “возвращенной” оказалась даже территория Польши.

Одновременно с войнами, московские правители создавали идеологическую базу для оправдания захватнической политики. Грубо искажалась история. Молодому государству – Российской империи для её “удревнения” дописывалась история Киевской Руси. Насаждалась мысль, что древняя Русь была одна и её единственной исторической наследницей является только Российская империя. Но лживая идеология давала сбои. После подавления восстания 1831 года за историю и идеологию взялись с удвоенной силой. В 1839 году царем Николаем I была ликвидирована церковная уния, а 21 марта 1840г. сенат утвердил указ, согласно которому запрещалось в официальных документах употреблять слова “Белая Русь” и “Литва”. Но народная память и тяга к свободе оказалась сильнее запретов. Выросшее новое поколение снова подняло восстание. После подавления восстания 1863 года стало ясно, что политика замалчивания исторического прошлого неэффективна. К тому же в летописных источниках “Литва” встречается также часто, как и “Русь”, а значит, приходилось скрывать от общественности и сами рукописи, а это ставило под сомнение и саму российскую историческую идеологию.

Царь Александр II был умным и высокообразованным человеком, действовал намного тоньше, поэтому при нем вместо замалчивания всяких упоминаний о Литве проводилась другая политика: стали насаждаться версии о том, что Литва – это маленькое княжество, потомками жителей которого и являются жамойты. Все остальное – это Русь и её исторической наследницей является Российская империя. В таком виде имперская идеология и просуществовала вплоть до развала СССР. Современные литовцы и россияне не хотят, да и вряд ли признают в будущем, что Вильня была главным конкурентом Москвы в деле объединения земель восточных славян. Но грубое искажение истории обесценивает её уроки. Даже если мы считаем, что сейчас наступило совсем другое тысячелетие, европейские народы живут с теми же соседями, поэтому сталкиваются с теми же проблемами, что и в прошлом. Поэтому для избежания старых бед, а иногда и катастроф, необходимо объективное исследование и воспроизведение истории в современной беларуской  исторической литературе и науке.  Нужна своя, национальная история, иначе, как при Советах  от Карпат до Курилл будем учить чужую историю, забыв, или поправ  свою!

 Игорь Литвин.  Минск. 2003. PS: Это интересно. (wiki) В латышском языке и по сей день русских называют кривичами (латыш. krievi, латг. krīvi), Россию Кревией (латыш. Krievija), а Беларусь — Балткревией (латыш. Baltkrievija). В google переводчике, действительно — латыш. krievi = русские.

Заказать экскурсию или тур по Минску и Беларуси: