Я. Н. Дроздович родился в 1888 году на хуторе Пуньки Дисненского уезда (Глубокский район) Витебской области, в семье безземельного шляхтича. После смерти отца в 1890 году семья Дроздовичей (мать Юзефа и пять ее сыновей, включая младшего Язепа) часто переезжает с места на место в поисках земли и жилья. Юзефа была женщина энергичная и хозяйственная. Ко всему, она знала много белорусских народных песен, пела их своим детям, рассказывала белорусские сказки, легенды и предания. От нее же услышал Язеп рассказы о звездном небе; недаром первую свою книгу по астрономии «Небесные беги» посвятил «всем жертвующим собой ради науки… и родителям моим — отцу Нарцызу, который при жизни любил разговоры о планетах, и матери Юзефе, от которой не раз приходилось слышать: «Учись и познай небесные беги». Книгу эту Дроздович издал в 1931 году в городе Вильно «своими собственными стараниями». Сохранилось всего несколько ее экземпляров. В ней популярно, на белорусском языке, приводились научные сведения «о взаимном притяжении между небесными телами», говорилось о роли, которую «играют в существовании небесных тел их заатмосферные брони», давалось описание кругов планеты Сатурн, а также рассматривалась «возможность жизни на боковых поверхностях целостных кругов Сатурна». Книга была оформлена пятнадцатью пояснительными рисунками автора.
» — Правда ли, что наша Земля — это есть кусок оторванной массы от тела самого Солнца, а наша Луна также кусок оторванной (массы) от тела нашей Земли?— Неправда. Земля наша произошла не от Солнца, она происходит из двойнозвездной, в паре с Марсом системы, которая находилась прежде где-то в небесных просторах, совсем независимо от притяжения Солнца, до тех пор, пока Солнце, путешествуя по небесным просторам, не встретило на пути своём эту двойнозвездную пару и не разъединило, пленя их в свою семью».Такими словами начинает свою книгу «Где мы и кто мы. Космология. Беседы о происхождении вселенной», самобытный художник белорусского возрождения, человек, которого величали «белорусским Леонардо да Винчи», —Язеп Нарцизович Дроздович (1888— 1954 гг.). Сам он называл себя довольно скромно — «любителем теоретической астрономии» или «странствующим художником», мечтающим о том, чтобы его работы стали когда-нибудь нужными белорусскому народу.
К 1915 году Дроздович создает графическую серию символических рисунков и передает ее в Петербурге профессору Эпимаху-Шипилле. К сожалению, из этой серии сохранилось только несколько рисунков по теме «Архитектура на Луне» и часть набросков. В Новогрудской гимназии в 1928 году учился Борис Кит, талантливый математик, педагог, директор Виленского университета и Новогрудской гимназии в 30—40-х годах. В 1944 году Кит эмигрировал в США и затем (ныне он профессор и академик Международной академии астронавтики, вице-президент Международной академии наук Евразии) принимал участие в стратегической программе космических исследований, в частности, разработал космическое топливо для ракет «Аполлон», побывавших на Луне.
В мире много странностей, но когда две из них притягиваются одна к другой духовными и научными интересами (особенно такими редкими для Беларуси, как космология), это становится не просто очередной странностью или совпадением, а воистину культурно-историческим феноменом, обусловленным всем предыдущим ходом национального развития.
В конце 1930 года Дроздович переезжает в Вильно и, как он сам вспоминает, «за последние деньги» снимает комнату на улице Липовка (на верхнем этаже), чтобы отдаться любимому занятию — «исследованию звездного неба». Здесь он устраивает себе «небопознавательную (небаведную) рабочую комнату», приводит в порядок накопленные за последние годы вычисления о небесных телах, пишет, рисует «космологического содержания картины». Отсюда уходит в свет его книга «Небесные беги» (1931 г.).
Следующей работой Я. Дроздовича станет «Происхождение планет Солнечной системы и их самовращение». Вместе с рукописью «Гармония планет» он отправит ее на хранение в библиотеку Академии наук БССР. К сожалению, работы эти не сохранились, хотя основные их положения автор будет неоднократно повторять в своем «Дневнике», в «Беседах о происхождении вселенной. Космология» (1938 г.), монографии «Теория движения в космологическом значении».
Одна из ведущих гипотез Дроздовича, излагаемых им в своих работах «в наипопулярнейшей для читателя форме», относится к «происхождению Солнечной системы». Согласно его теории, «Земля наша происходит не от Солнца, происходит она из двойнозвездной системы в паре с Марсом, которая находилась где-то в космических просторах, независимо от притяжения Солнца». После встречи с Солнцем эта система была разъединена, и под действием солнечного притяжения Земля с Марсом заняли свои нынешние орбиты. Земля, как большая по размерам, заняла место ближе к Солнцу и захватила Луну, которая стала вращаться теперь вокруг Земли (прежде вращалась вокруг Солнца), «обернувшись к ней тем самым наиболее гористым боком, которым она прежде была повернута к Солнцу». Землю с Марсом Дроздович относит к двойнозвездным системам по «их примерно одинаковому суточному круговращению вокруг своей оси, по направлениям их осей в плоскости орбит». Вообще все планеты Солнечной системы он делит на самовертящиеся и несамовертящиеся, луноподобные. К несамовертящимся он относит Луну, Венеру, Меркурий. Они старожилы системы, «оборачиваются вокруг своей оси раз в году». Отсюда вывод: «наша Солнечная система произошла не из тумана, не из туманно-рассеянной и горячей массы, а из готовых, прежде упорядоченных небесных тел, собранных и сгруппированных в систему через захват странствующим Солнцем… не сразу и не всех вместе, а в различные периоды времени и в различных, далеко расположенных местах космического пространства.
В подтверждение своей теории Дроздович приводит следующие факты: «Орбита планеты Паллада совсем не согласуется с Канто-Лапласовской теорией, потому что идет вразрез с движением части планет и, как недавно прибывшая и не успевшая упорядочить через взаимопритяжение свою орбиту в плоскости эклиптики, перечеркивает эклиптику орбит всех остальных планет. А направления движения Луны Урана и Нептуна, вращаются вокруг своих планет в обратном направлении. (Уран, Нептун, Юпитер, Сатурн Дроздович также относил к двойнозвездным системам, захваченным Солнцем.) Таким образом, делается вывод, что «происхождение нашей Солнечной системы — дело не одновременное и не одноразовое и в дополнение к тому еще и композционно-гармоническое, как будто по некому разумному плану».
Эти гипотезы — из рукописи «Где мы и кто мы. Беседы о происхождении вселенной. Космология» (1938 год, Дисненщина). В «Беседах…» много места занимает фантастическое описание Луны — «антикопии планеты Земля». Так, если «резервуары воды на нашей Земле — это низины с морями, океаны, то на Луне резервуары воды — это горные вершины, покрытые снегами, льдом… Если наши реки в жаркое лето высыхают, то на Луне лунные реки чаще горного происхождения и берут свои воды с тающих горных снегов». А еще на Луне есть города и села «с распаханными квадратами полей, с дорогами, настоящими озерными дамбами, мостами, железнодорожными валами через горные проломы, оросительными каналами и многим другим, что наши телескопы увидеть не в состоянии». Далее Дроздович рисует нам образ сатурнянина, живущего на одном из спутников Сатурна, — «маленькие, метрового роста, буроволосые гномики, люди, которые ведут свою жизнь довольно культурно и даже знакомы со способом перелетов на самолетах безмоторной авиации». На вопрос: «А откуда вы все это знаете?» — Дроздович отвечает: «Сказал бы я подробно, откуда все это знаю, но из-за того, что пишут тут не для одного и не для нескольких в одинаковых знаниях и убеждениях, а для неизвестных мне всех, — вынужден промолчать. Пусть судят обо мне, как кому нравится».
Свое художественное виденье космических миров Я. Дроздович оставил на многих живописных, акварельных и графических работах. Их можно условно поделить на символические и реалистические. Однако иные из них объединяют в себе то и другое. Так, в картине «Над пропастью» (1935 г.) черепа, расположенные вокруг восьмигранного столба, символизируют собой спутники Сатурна. Эстетическое восприятие таких его космических картин, как «Встреча весны на планете Сатурн» (1932 г.), «Панорама города Трывеж на Луне» (1933) вселяет веру в реальность существования разумной жизни в космосе.
Интересно, что если живописные и акварельные работы носят характер красочного художественного жизнеописания космических миров, то графические работы поданы в основном через символичность космических образов, отражающих мироощущение и философские взгляды самого Язепа Дроздовича. Так, одно название картины «Нирвана» (1925 г.), передавая интерес художника к восточной философии, одновременно дает почувствовать глубину размышлений человека, погруженного в духовное самосозерцание. Сюжеты символических картин свидетельствуют о поиске художником не столько внешнего (видимого), сколько внутреннего смысла жизни, обращенного к самосознанию и самопознанию личности. Для Дроздовича тема смысла жизни заключалась в поиске и выявлении приоритетных ценностей человеческого бытия, преломленного через осмысление истории существования как всего человечества, так и отдельного человека. В 1943 г. Дроздович создает своего рода космическую икону «Космос». На фоне звездного неба Бог-отец в человеческом облике мудреца бросает, словно мячик, планету Земля в космическое пространство, где уже летают кометы, звезды и, конечно же, Сатурн в ок ружении своих колец.
Странствующая, бездомная жизнь (часто «целыми днями не брал в рот даже хлебной крошки и обходился одной водой») вместе с моральными «терзающими душу вопросами»: «А пригодятся ли людям мои работы»… «Для кого же я все это пишу?», — безусловно, сказались на здоровье Язепа Дроздовича. Один из жителей деревни Бояры вспоминал, как в 1946 году он пошел с «дядькой Язепом» мыться: «На исхудалом теле торчали кости, майка была в лохмотьях и повязана на многочисленные узелки, чтобы не рассыпаться от ветхости». А ведь до войны он знал дядьку Язепа «как здорового, крепкого, приятного человека». В эти годы «дядька» между тем создал серию акварельных картин, объединенных в альбом «Космовизия», который должен был стать иллюстративным материалом к его основной работе по космологии.
Дроздович торопится опубликовать главную свою рукопись — «Теория движения в космологическом значении» — продолжение его предыдущих работ. Он окончил ее в 1949 году и в письме к президенту АН БССР Якубу Коласу (май 1950 г.) сообщает: «Цель написанной мной теории — дополнить незаврешенную работу Ньютона. В теории моей дано 16 научных открытий. А я еще добавил 4 открытия, и вместе их уже не 16, а 20». Самонадеянность? Может быть… Неизвестно, ответил ли ему Якуб Колас, но вот на письмо, посланное в 1952 году на физико-математический факультет БГУ им. В. Ленина декану Пахуто, ответ есть. Прочитав в кратком изложении работу «любителя теоретической астрономии» о «Происхождении самовертящихся планет Солнечной системы», а также его статью «О преобразовательных зонах», профессор отвечает, что «самосветящихся планет» в Солнечной системе нет, как и нет эфира в космосе, а значит, не может быть и «преобразовательных зон» (согласно теории О. Шмидта). Как видим, Пахуто прочел статью невнимательно, перепутав слово «самовертящиеся» со словом «самосветящиеся», что в корне меняет картину космического мироустройства Язепа Дроздовича. Согласившись, что «самосветящихся планет в Солнечной системе — нет», любитель астрономии посетовал: «А жаль, что эфира нет. Жил — был эфир, и вдруг его не стало. Ах, какая жалость! Останутся мои «преобразовальные» (преобразовательные) зоны без последствий, без эфирного окружения. А впрочем, это еще полбеды, было бы только вещество, светоносное, энергопроводное, безатомное вещество. А название вещество не изменяет».
Космологические работы Я. Дроздовича «Теория движения…» и «Преобразовательные зоны» представляют собой уникальное предвиденье развития астрофизики. В условиях, мало приспособленных к астрономическим исследованиям, без профессионального образования, он на десятки лет опередил предположения ученых. Так, только в 60—70-е годы появились теории Е. Рускола и А. Харрис о том, что возникновение Земли и Луны, возможно, произошло из двойнозвездной системы, в которой они существовали раньше. Также научно подтвержден сегодня факт, что во время морских приливов, возникающих из-за притяжения Луны, происходит перемещение земной поверхности на 50— 70 см. Подробное описание этого факта при переходе Луны из «старой в молодую» Я. Дроздович дал в своей «Теории движения…», в главе «О зависимости землетрясений от космических причин». В остальных своих «16 открытиях» он предполагал, что «от перемещения земной орбиты и наклона оси Земного шара уже не раз происходили то расширения до современных полярных кругов, то сужения до экватора тропиков земного солнцестояния».
Безусловно, отсутствие научной терминологии затрудняет понимание работ Дроздовича. Вместе с тем вызывает восхищение изобретательность, смекалка этого любителя-астронома, называвшего свое образование «Гершалевским» (по имени астронома Гершаля). К сожалению, до сегодняшнего дня работы Язепа Дроздовича не изучены. Невольно вспоминаются слова «отца советской космонавтики» Константина Циолковского, написанные им летом 1928 года: «Как ужасно делать великое и быть непонятым. Вот хотя бы работа «Образование солнечных систем», ее никто не разобрал. Как же должно терзаться мое сердце от одного этого». Не об этом ли писал и Дроздович? И все же в его дневниковых записях, «беседах о небесной механике» всегда звучали оптимистические нотки: «Я верю, что придут времена, когда большинство человечества откажется от участия в войнах, от этого великого злодейства… И всю технику с науками повернут не на услужение этому злодейству, а на доброе дело… все те затраты, которые шли на ведение войн, пойдут на завоевание неиспользованных сил природы… а вместе с тем и на завоевание заатмосферного межпланетного пространства… Я верю в жизнь во Вселенной. Я верю, что миры населяются людьми»
ЯЗЭП ДРАЗДОВИЧ
«Происхождение самовертящихся планет Солнечной системы»
в кратком изложении по новой теории написал в 1931 г. и сдал на хранение в библиотеку АН БССР — любитель теоретической астрономии, художник и педагог белорусских средних школ — Иосиф Нарцизович Драздович, с добавлением статьи «Перетворальные зоны» и «Что мы знаем и что нам кажется» в. Юркова, январь, 1952 г.
Р.S. Возможно, что на первый взгляд моя, эта новая, не похожая на другие теории, теория происхождения планет, а следовательно, и теория происхождения самой Солнечной системы, покажутся сущим «дикообразом», но и как на «дикообраза», прошу дать рецензию, оценку. Рецензия мне нужна для издательства, для опубликования. Много было теорий и до моей теории, но я им не подражаю, а иду своей собственной дорогой, согласуясь со своим долголетним научным убеждением.
Философ Кант посвятил своей «кантовской» теории происхождения Солнечной системы не более двух лет времени,» ибо написал ее, будучи 22-летним студентом. Я же своей теории происхождения самовертящихся планет посвятил аж 40 лет: 20 лет на отыскание тех причин, которые заставили наш земной шар завертеться вокруг своей оси, независимо от кружения вокруг Солнца, и нашел их. Эти причины в двойнозвездной системе с планетой Марсом, через посредство круговращения луноподобным образом вокруг ничем не занятого пустого центра. А другие 20 лет отдал на отыскание причин разсистематизирования этой двойнозвездной системы Земли с Марсом. И нашел эту причину в абсолютной пустоте перетворальных зон, которые не подчиняются открытому Ньютоном всемирному тяготению. Как ни странно движение вокруг пустого центра, от которого нет никакого притяжения, как ни странно то, что абсолютная пустота не прозрачна для лучей света и не способна пропускать сквозь себя всемирное тяготение, однако ж так оно и есть. Движение нашей Луны и так называемые «угольные мешки» свидетельствуют нам об этом. А планета Паллада своим движением по орбите, как сепаратистка, разбивает все кантоподобные гелиогенические теории. Ибо наша Солнечная система — это сборная семья. Будь я помоложе, я бы не спешил с опубликованием моих научных открытий, но я заметно старею и боюсь, что как бы мои знания не отошли вместе со мной туда, откуда уже нет возврата. Прошу разучить и оценить по всем правилам науки без стеснений.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Наша Солнечная система сборная, гармоничная. Создавалась странствующим Солнцем во время встречи на своем межзвездном пути погасших и погасающих звезд, как одиночного, так и двойнозвездного происхождения, к которым и наша планета Земля с Марсом принадлежат, как разъединенная, двойнозвездная пара. Процесс создания планет нашей Солнечной системы еще не закончен, продолжается.
НАЧАЛО
Вопрос: Что заставило нашу планету Земля завертеться вокруг своей оси на протяжении 24-х часов? Какая сила и каким образом?
Ответ: То, что заставляет и нашу Луну вертеться вокруг своей оси на протяжении одного месяца, кружась вокруг земного шара из точки центра двойнозвездного круговращения. Это потому, что наша Луна пропорциональна к величине земного шара замала и недостаточно сильна на то, чтобы выводить весь земной шар полностью из центра в круг двойнозвездного круговращения, вокруг ничем не занятого центра. Сделать это могла лишь планета Марс, обратясь к Земле, а Земля к Марсу одним и тем же боком и проделывать в паре 24-х круговые круговращения вокруг ничем не занятого центра Земли на внутренней, а Марс — внешней орбите круговращения, так, как это показано на чертеже «Двойнозвездная система в движении вокруг пустого, ничем не занятого центра», круговращаясь независимо одна от другой внутри круга в прямолинейном направлении на отлет. Таким образом, заначали свое самоверчение вокруг своей оси и другие самовертящиеся планеты нашей Солнечной системы: Юпитер с Сатурном и Уран с Нептуном, о чем могут свидетельствовать приблизительно одинаковые на них сутки. Только таким образом, двойнозвездным круговращением, и пл. Марс и наша пл. Земля завертелись на своей оси совершенно независимо от Солнца и других небесных тел.
В: А что их разлучило, разъединило?
О: Происхождение их двойнозвездной системы сквозь небольших размеров перетворальную .зону, в которой всемирное тяготение бездействует.
ЧЕРТЕЖ
Двойнозвездная система в движении вокруг пустого, никем не занятого центра. Таким образом, наша пл. Земля в паре с пл.Марс, обратясь одна к другой одним и тем же боком, — заначали свои одинаковые самоверчения вокруг своей оси. То же самое сталось с Юпитером и Сатурном и с Ураном и Нептуном.
Я. ДРАЗДОВИЧ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ САМОВЕРТЯЩИХСЯ ПЛАНЕТ
(В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ).
1. Первоначальная Солнечная система состояла из одних несамовертящихся планет, из луноподобных, таких, как Венера и Меркурий, оставшихся на своих старых орбитах.
2. Самовертящиеся планеты — такие, как Земля с Марсом, как Юпитер с Сатурном и Уран с Нептуном — вошли в состав нашей Солнечной системы позже несамовертящихся, луноподобных, из разсистематизированных пере-творальными зонами двойнозвездных систем, но без собственных Лун, а на-
ловили себе Лун, войдя в пределы Солнечной системы из лунообразных планет первоначальной Солнечной системы, путем вспадения на орбиты последних в том самом направлении, в какой лунообразные образовались вокруг Солнца, при малой разнице по быстроте движения при этом.
3. Все несамовертящиеся планеты и Луны великих планет происходят из луноподобных планет первоначальной Солнечной системы.
4. Суточные самоверчения вокруг своей оси наша Земля получала от двойнозвездного кружения вокруг пустого, ничем не занятого центра с планетой Марсом, как парнозвездная система, пролетевшая сквозь небольших размеров перетворальную зону (пространство с абсолютной пустотой, в котором всемирное тяготение бездействует) и разъединившиеся, о чем свидетельствуют их приблизительно одинаковые 24-часовые суточные вращения, а также одинаковые направления оси. То же самое сталось и с другими самовертящимися планетами двойнозвездного происхождения, с такими, как Юпитер с Сатурном и Уран с Нептуном.
5. Наша земная Луна (Месяц) происходит не от Земли, а из числа лунообразных планет первоначальной Солнечной системы, как старожил последней, как плененный сначала Солнцем, а потом Землей, из числа одиноких, никогда не бывших в паре с другими планетами.
6. Меркурий и Венера — это лунообразные планеты нашей Солнечной системы, старожилы первоначальной семьи планет Солнечной системы, оставшиеся на своих старых орбитах, не захваченные луноновоприбывшими из двойнозвездных систем более крупными планетами, так как Юпитер с Сатурном и как Уран с Нептуном, со своими многочисленными Лунами, захваченными на своем пути в плен из лунообразных планет первоначальной Солнечной системы путем выпадения из их орбиты в одинаковом направлении и при малой разнице при быстроте движения.
7. Наша планета Земля — парнозвездный близнец Марса. ,
8. Марс — парнозвездный близнец планеты Земля.
9. Юпитер — Сатурна. Ю.Сатурн — Юпитера.
11. Уран — Нептуна.
12. Нептун — Урана.
13. Плутон, возможно, из лунообразных планет первоначальной Солнечной системы.
14.Планеты Церера и Веста, как самые крупные в своем поясе среди планет-лилипутов, пока что телескопически достаточно не исследованы, но есть подозрения, что и Церера с Вестой самосветящиеся, происхождением из двойнозвездной системы.
15.Планета-карлик — светопеременный Эрос — самовертящаяся планетка сама должна иметь себе парнозвездного близнеца («Псыхею»), с таким самым по долготе суток самоверчением среди ближайших планет-карликов.
16.Планета Паллада — планета, которая не вышла в эклиптическую плоскость орбит всех остальных планет и идет с ними вразрез.
ИЗ МОНОГРАФИИ «ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ В КОСМОЛОГИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ» (О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ, ВЫЗВАННЫХ КОСМИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ. 1948 ГОД)
— Может ли быть землетрясение вызвано не через самооседание земной коры и вулканическую деятельность, а (обусловлено) космическими причинами через взаимопритяжение нашей планеты Земля с Луною, или с Солнцем, или с обеими вместе?
Ответ:
У нас на севере Европы в районе северных Карпат, Кавказа и Крыма, а также в Азии — на Северном Алтае, где скорость круговращения земной оси намного меньше скорости круговращения вокруг своей оси земной коры южнее северных Карпат и Алтая, — таких землетрясений, вызванных космическими причинами, может и не быть. Но южней, где эта скорость земной коры в кругобежном движении намного быстрее и где путь Солнца (летом) и путь Луны (зимою) на куполе неба ближе к зениту, — там возможно. А особенно возможно на межгорных просторах, которые отгорожены от восхода до заката, поперек пути Солнца и Луны — хребтами высоких скалистых гор. Когда Солнце и Луна (особенно Луна) восходят или заходят, на берегу моря вызывают прилив или отлив морской воды, притягивая своим притяжением в горизонтальном направлении, к себе в свою сторону. А если это происходит с морскою водою, то почему это самое не может произойти и с земною корою во время перехода Луны из полнолуния в новолуние, когда Луна станет напротив рядом с Солнцем, особенно там, где высокие горные хребты расположены своей длиной вдоль меридиана, перегораживая собой с востока большие просторы, заслоняя их от притяжения Солнца, вместе с Луною. Потому что, хребты скалистых гор — это есть не что иное, как извержения (вываратни) или морщины (маршаки) земной коры, вызванные оседанием,через остывание горячей массы внутри земного шара. А под каждой такой морщинкой или извержением (вываратняй) кора земного шара уже не целая. И каждый хребет скалистых гор это есть как бы рубец .от загноившейся (загоинай) раны земной шкуры. Так вот под этими рубцами наиболее подходящее (найквалейшае) место для разрывачземной коры.
Солнцелунного притяжения хребтами первых гор на востоке.
И Солнце и Луна, хоть и не в одинаковой силе (так как Луна сильнее Солнца воздействует на морские приливы и отливы), светят на поверхность Земли, воздействуют притяжением на их (бока, на края или на загибы . Когда восходят еще и планеты, они подтягивают в свою сторону бок земной коры, ускоряя этим ее скорость по круговращательному движению. Заходя, они же придерживают ускоряемое (ускоранае)… Землетрясения, вызванные космическими причинами, происходят обычно в конце полнолуния или в начале новолуния (маладзіка), когда Луна окажется на одной линии между Солнцем и Землею, когда овалы сторон земного шара подпадают под общую силу притяжения и Солнца и Луны вместе, сразу, с удвоенной силой притяжения, сильно воздействуя на вечерние и утренние стороны, вечером придерживая, а утром ускоряя круговращательное движение земного шара. А особенно, когда на этой утренней стороне возвышаются высокие хребты скалистых гор, и тем более, когда эти хребты заслоняют собой от притяжения Солнца с Луною, уже не раз прежде нарушались землетрясеньями пространства, за которыми могут находиться на западе или на юге и еще ряды скалистых гор, так же загороженных. В, тот момент, когда массив первых гор сдвинется на восток, в сторону восходящего Солнца с Луною, произойдет разрыв с перегороженной ими на западе равниной; в другой момент, когда притяжение восходящей Луны с Солнцем, миновав равнину, ухватится за следующий массив гор, толкнет его к себе на восток, то на пройденной межгорнай равнине, которая отстала от движения на восток первых гор, и будучи подтолкнутой другими горами, охваченными притяжением восходящего Солнца вместе с Луною, будет вынуждена так же содрогнуться на восток, догоняя, как отставшая, первые горы. А догнавши, также получит сотрясение так, как это бывает с вагонами при неравомерном движении поезда.
И вот таким образом на межгорных или недалеко находившихся от гор равнинах происходят нередко во время перехода полнолуния в новолуние страшные сотрясения в земной коре, землетрясения, разрушающие от моментальных сотрясений стены городов, убивая и калеча при этом людей, жителей этих городов, которые страдают от незнания , что может их ожидать в своих стенах ночью, перед восходом Солнца, в час перехода полнолуния в новолуние…Подобных землетрясений, вызванных причинами космическими, больше происходит в Средней Азии.
д.Загор’е, лето 1948 г.
ЧТО РАЗЛУЧИЛО НАШУ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЮ С ПЛАНЕТОЮ МАРСОМ И ВЫВЕЛО ИХ ИЗ ДВОЙНОЗВЕЗДНОЙ СИСТЕМЫ
Беседа
Вопрос. Если бы наше Солнце имело такую могущественную силу разлучать на большом от себя расстоянии двойнозвездные системы, то разлучило бы и нашу планету с Луной. Что же тогда разлучило нашу планету с Марсом, как двойнозвездную систему?
Ответ. Перетворальная зона. Перетворальные зоны — это островного характера участки межзвездного и всемирного пространства, не занятого тем веществом, которое мы называем эфиром и которое служит в небесной механике проводником для всякого рода микроколебательного движения и волн. Перетворальная зона — это пространство с абсолютной пустотой, где нечему колебаться или волноваться. Это зона тьмы и отсутствия всемирного тяготения, как взаимного притяжения между отдельными небесными телами, которое, так же, как и лучи света, и звуки радио, передаются пространством микроколебательным сотрясением, микроволновым порядком.
Всемирное взаимотяготение берет свое начало во внутримассовом взаимотяготении внутри самих небесных тел, где не требуется для него никаких проводников, где сама масса служит проводником через соприкосновение. Заэфиренное ж пространство служит взаимотяготению как бы продолжением этого соприкосновения, через пространство с другими небесными телами. Но в безэфирном, ничем не заполненном пространстве это соприкосновение теряется, и взаимное притяжение (оказывается) в бездействии. Перетворальная зона — это пространство, которое парализует всякого рода связи между разделенными пространством небесными телами. В Перетворальной зоне могут действовать только разгонные движения, движения в простолинейном направлении, по инерции, в пространстве, и внутренне массовые движения, такие, как самовращения вокруг своей оси. Систематические ж движения с круговращениями в пространстве парализуются. И двойнозвездная система, проделывающая кругобежные движения вокруг ничем не занятого центра, влетев в безэфирную, с абсолютной пустотой перетво-ральную зону, теряет все свои кругобежные движения в пространстве и переходит с дугообразных на простолинейные направления, при полной независимости одной звезды от другой, без всякого взаимного притяжения между собою, и каждая из них летит в пространственном направлении, без всякой связи между собою, врозь…И двойнозвездная система, пролетев сквозь такую перетворальную зону, становится рассистематизированной, разлученной (разъедине-нной) на большее расстояние между звездами. Но изначально образованные в пар-нозвездной системе, одинаковые у обеих звезд самоверчения вокруг своей оси, как внутримассовый разгон, остаются за обеими звездами неизменными навсегда, как остаются неизменными одинаковые параллельные направления их осей самоверчения. И вот по этой-то одинаковой продолжительности самовращения (планет) вокруг своей оси и по параллельному направлению, в одну точку, осей и можно определить планеты — какого они происхождения, одиночного или же двойнозвездного, и которая с которой.
Вопрос. А по каким признакам можно узнавать и отыскивать в небесном пространстве перетворальные зоны?
Ответ. По их затемненным (затмивательным) свойствам, по затемнению туманностей звездных скоплений во Вселенной черными пятнами и пятнышками и ровными узкими полосами, пересекающими некоторые из звездных скоплений.
Вопрос. В чем же причина их затмевающих свойств?
Ответ. В безэфирной абсолютной пустоте, не проводящей сквозь себя световых лучей, ибо там, где нет чему колебаться или волноваться, и лучи света не летят, им не на чем лететь, им нет проводника.
Пространство, занятое абсолютной пустотой, где нет чему ни колебаться, ни волноваться, — не способно быть проводником не только для электромагнитных волн или микроколебательных токов, каковые мы тут на Земле получаем сквозь безвоздушное пространство от Солнца во время усиленного разлития на Солнце темных пятен, вызывающих у нас на Земле магнитные бури, не только для излучения в безвоздушное пространство северных сияний. Оно не способно переносить на себе и лучей света и нитей взаимного притяжения между отдельными небесными телами, которое Ньютон назвал «Всемирным тяготением».
Деревня Лепляны, осень 1951 г.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ И ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ (1952 ГОД)
Мы знаем, что все небесные светила, подобно людям, переживают и детство, и юность, и наконец, старость и — потухают. И нам кажется, что потухшее светило уже никогда не вернется к своему прежнему светоносному детству и юности, чтобы снова засветиться, засиять ярко-белым голубоватым светом. А как потухло, то уже потухло раз и навсегда, на вековечные времена.
Мы знаем, что наше Солнце время от времени стареет. На нем появляются темные красные пятна, и оно из белого превращается в золотистое, желтеющее, со временем превратится в красное, а из красного в темное, потухшее. Но сколько раз оно таким образом превращалось и потухало, об этом мы не имеем никакого представления. И нам кажется, что когда Солнце потухнет, то уже потухнет раз навсегда и уже никогда не отродится в яркосветящее Солнце. А так и останется навсегда темной громадиной, не пригодной ни в планеты, ни в светила, и будет как таковое странствовать в космическом пространстве, волоча за собой многочисленную семью обледенелых от холода планет с лунами. Но это нам только кажется. И темные громадины могут быть полезными, как центральные воротилы для меньших, не только для таких же темных, а и для самосветящихся планет Солнц.
А новые звезды — это есть не что иное, как отмоложенные в пере-творальных зонах и вынырнувшие из безэфирного в заэфирное пространство старые звезды. И наша планета со своим горячим нутром и остывшей корой, на которой мы живем, если бы прошла сквозь громадных размеров перетворальную зону, то превратилась бы таким же образом в самосветящую, яркосветящую новую звезду, излучая во все стороны всю излишнюю свою, накопленную на изоляции световуюэнергию.
Каким образом создаются новые звезды в перетворальных зонах, что их разгорячает, накопляет, — опишу отдельно, если это понадобится ради детального понимания значения перетворальных зон.
На вопрос: «А где они, эти перетворальные зоны, где их искать?» — отвечу: «Ищите их там, где появляются новые звезды, как вынырнувшие из абсолютной пустоты в светоносный эфир».
Деревня Лепляны, январь 1952 года
Уводзіны
Язэп Драздовіч — гэтае імя сёння ведаюць калі і не ўсе, дык, напэўна ж, многія людзі на Беларусі. За апошнія дзесяцігоддзі з’явілася шмат друка-ваных матэрыялаў аб яго незвычайнай асобе, захапляючым таленце, бес-прытульным жыцці, аб яго штодзённых пошуках працы, хлеба і ісціны. А быў час, калі і ў сталіцы, і ў рэспубліцы мала хто ведаў, што недзе жыў на Беларусі такі падзвіжнік-мастак, такая шматгранная і таленавітая асоба з вялікай любоўю да роднай зямлі ў сэрцы.
У 1965 годзе праз Арсеня Ліса, пісьменніка і супрацоўніка Інстытута мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору АН БССР, стала вядома, што ў жыхаркі вёскі Дворанава Глыбоцкага раёна Віцебскай вобласці Ядвігі Шыпілы захоўваецца літаратурна-мастацкая спадчына Я. Драздовіча. Яна даводзілася яму пляменніцай па брату Гераніму, з ёй і завязала перапіску
Л. А. Малаш, былая загадчыца аддзела рэдкіх кніг і рукапісаў Цэнтральнай навуковай бібліятэкі АН БССР. Праз некаторы час рукапісныя і графічныя матэрыялы, скульптурныя і жывапісныя працы, этнаграфічныя рэчы былі набыты бібліятэкай. Рукапісныя і графічныя матэрыялы былі апрацаваны і склалі фонд Я. Драздовіча, у якім захоўваюцца яго творчыя матэрыялы, перапіска з рознымі асобамі і ўстановамі, матэрыялы біяграфічнага і асабістага плана і інш. за перыяд з 1907 па 1952 год. Сярод іх былі і дзённікавыя запісы Драздовіча, якія ў момант набыцця захоўваліся ў адным з разра баваных куфэркаў. У 1966 годзе беларускі мастак П. А. Сергіевіч — ён доўгія гады сябраваў з Драздовічам, захоўваў яго матэрыялы — таксама перадаў у бібліятэку карціны, графічныя замалёўкі, матэрыялы да беларускага слоўніка, сабраныя Драздовічам. Тады ж бібліятэка атрымала шэраг матэрыялаў Драздовіча ад старога літаратара і культурна-грамадскага дзеяча Заходняй Беларусі Янкі Пачопкі. Такім чынам, у бібліятэцы ўтварылася даволі поўная калекцыя матэрыялаў мастака, але гэтыя рэчы былі вядомыя толькі вузкаму колу спецыялістаў. Доўгі час бібліятэка рабіла шматлікія спробы ўладкаваць жывапісныя палотны, скульптурныя і этнаграфічныя матэрыялы Драздовіча ў музеі Мінска, але не знаходзіла разуменн я. Нарэшце ў 1977 годзе яны былі перададзены ў новы Музей старажытнабеларускай культуры АН БССР.
3 мая 1979 года рэзка ўзрасла цікавасць да Я. Драздовіча, калі Саюз мастакоў рэспублікі арганізаваў выстаўку твораў Я. Драздовіча, на якой упершыню больш — менш поўна была сабрана яго мастацкая спадчына. Наведвальнікі выстаўкі ў Палацы мастацтваў, прадстаўнікі грамадскасці і творчай інтэлігенцыі’былі здзіўлены і зачараваны: яснае, задумлівае аблічча Драздовіча, самаадданага мастака, зычлівага і спагадлівага да людзей, убачылі ўсе — і ўсе былі ўсхваляваныя і ўзрушаныя. Выстаўка атрымала шырокую прэсу. Потым былі яшчэ выстаўкі, з’явіўся шэраг артыкулаў. У 1984 годзе выйшла з друку кніга Арсеня Ліса «Вечны Вандроўнік» — праніклівы і цёплы нарыс пра Драздовіча, мастака, творчы шлях якога, а працаваў ён у розных жанрах — ад кніжнай графікі і лірычных замалёвак краявідаў, фантастычных кампазіцый на касмічную тэматыку, графічных серый аб старажытнай замкавай архітэктуры Беларусі і Літвы да скульптуры і жывапісу — прасякнуты глыбокай любоўю да роднай зямлі, да яе людзей. Да 100-годдзем з дня нараджэння Я. Драздовіча з’явіліся таксама шэраг артыкулаў аб яго творчасці, у тым ліку артыкулы мастака А. А. Марачкіна ў часопісе «Мастацтва Беларусі» і на старонках газеты «Чырвоная змена
У пачатку 1933 года Драздовіч марна стукаецца ў душы розных асоб і ў дзверы розных устаноў. Яго просьбы аб працы застаюцца без вынікаў. Выпадковыя заробкі прымушаюць яго жыць у Вільні ў жудаснай беднасці. Але непатрабавальны і нават абыякавы да ўмоў штодзённага жыцця, у гэты час ён захапляецца сусветам, космасам, нябеснымі сферамі. У ім прачынаец-ца фантаст. Ён стварае фантастычныя аповесці, сімвалічна-алегарычныя карціны, жывапісныя касмічныя кампазіцыі, а ў дзённіку піша аб занебнай флоры і касмічных жыхарах, аб вялікіх і прыгожых гарадах і далінах, аб кратэрах і лабірынтах, у якіх ён пабываў у сваіх снах і марах. Яго пісьменніцкае ўяўленне космасу абапіраецца на навуковыя веды і багатую творчую фантазію, а нястрымны палёт думкі і мастацкае бачанне сусвету набліжае яго да Чурлёніса.
Дзівосныя краявіды і насельнікі фантастычных краін на іншых планетах і сёння прывабліваюць смеласцю думкі, яны паўстаюць у Драздовіча ў шэра-серабрыста-ружовых танах, рэзка кантрастуючы з чорна-шэрым колерам штодзённага яго жыцця.