Принятие и последствия распространения христианства на Руси и территории Беларуси

Тех. поддержка on 01.09.2013

 

          988 год считается  официальной датой принятия христианства на Руси  Как свидетельствует летопись, киевский князь Владимир Святославович  с дружиной совершил обряд крещения, а затем силой заставил жителей Киева принять новую веру.   Беларусь не испытала на себе насильственного крещения.   Сначала христианство принимали верхи общества, князья и бояре, а затем и подданные.Вполне возможно, что в Полоцком княжестве первыми христианами  были Рогнеда, которая перед смертью была пострижена в монахини, и её сын полоцкий князь Изяслав.  Князья и знать способствовали распространению  христианства на территории современной  Беларуси.  Они основывали монастыри, на свои средства строили церкви. Ярким примером,  может, служит строительство первого монастыря в Полоцкой Земле  в 12 в. – Бельчицкий Борисоглебский монастырь.Polockij monoctyr

Одновременно с распространением Христианства  формировалась церковная организация.   Первая епархия была создана в Полоцке в 992 году, а в  Турове в 1005 году. Христианство было принято по византийскому, или православному образцу.  Принятие христианства в корне изменило славянское общество. Стали более гуманные отношения между людьми, появилась письменность, книги. архитектуры.

 Полоцкая София

 Византия дала Руси не только религию, но и культуру. Христианство,  пришедшее из Византии,  положила начало  развитию греко-восточного типа культуры. То есть, проявлению византийских  традиции  в культуре  ранней средневековой   Беларуси и содействовало развитию местной   культуры.  Византийцы  создали   замечательное искусство, давшее великие  образцы архитектурного строительство.  В первую очередь это крестово-купольные храмы, которые затем распространился на всей  территории Восточной Европы.   Примерами   можно назвать  Киевскую, Новгородскую и Полоцкую  Софии.Церковь не могла незаинтересованно относиться к искусству, имея постоянную необходимость в пропаганде и распространении своих идей. Необходимость отправления разнообразных обрядов вызвала к жизни понимание христианского храма как целого комплекса сооружений. Главным всегда было здание самой церкви, поэтому вопросы, связанные с его структурой и художественной выразительностью  рассматривались как центральные. Как правило, церковь представляла собой базилику. Большое цельное пространство базилики, заключенное среди стен, лишено внутренних перегородок. Надо всем доминирует светлое пространство открытое, но недоступное людям. При создании базилики архитектор  удовлетворил все требования христианской церкви.  Историки  архитектуры давно обратили внимание на особый «висячий» характер композиции византийских купольных храмов.  Сводчатая постройка, купол с его безупречным круговым очертанием есть центр ее. Храм  наполнен светом. Эмоциональная окрашенность восприятия интерьера базилик отчетливо связана с общим характером христианства и принадлежит к  кругу сакрального в христианстве.

Для  искусства Византии характерна строгая каноничность, те  следование образцу. Искусство Византии  было  также и глубоко символично.  Согласно византийскому канону иконы «сочиняют» Святые Отцы церкви, а иконописец реализует их идей.  В византийской иконе  нет движения, она статична, лишена перспективы. Никакого намёка на на ракурс или глубину.  Кстати, все это характерно для средневекового  восточноевропейского искусства в целом,  в том числе и  для белорусского.  Византийское искусство, как не жаль,  на 1000-ия  застыло в своих догматах,  подчинённое строгими канонами и уставам.   Может потому Феофан Грек  покидает  богатую Византии  и уезжает в неизвестную далекую Москву,   надеясь  на новые пути и возможности в творчестве.Spaso-preobrajenskaya cerkov Zaslavl

Религиозные требования  Византии остановили также развитие скульптуры.   Ведь православная церковь считала статую не произведением искусства , а  языческим идолом. Скульптура в Византии,  как правило, представленная рельефом.

Византийские художники   дали Восточной Европе  усовершенствованную мозаику, создавая ее из цветного стекла (смальты),   античная же мозаики создавалась  из морской гальки или кусочков мрамора. Византийские  резчики оставили миру  прекрасные образцы тонкой  и изысканной каменной резьбы , а также замечательную  книжную  миниатюру. Kirilica

Живопись займет в изобразительном искусстве  Руси займет главное место,  но будет находиться под строгой церковно-государственной опекой, как и в самой Византии.  Она  будет развиваться по 3 основным направлениям: мозаика , фреска и  иконопись. Здесь  также  господствовали строгие правила изображения.  Художник  не имел возможности работать с натуры,  запечатлевать наблюдения из жизни.  Изображения   были статичны и  плоскостны.   Художнику оставался только цвет, который  иконописец  глубоко осмысливал  и эмоциональное значение цвета и линии  доводил до изощрённой  виртуозности.   В иконах,  мозаике,  скульптуре, нашел отражение идеал духовной красоты Византии. И сегодня, мы вправе сказать, что в основе белорусской культуры, как и всей восточноевропейской,  лежит  византийское искусство.  Таковы основные последствия принятия   христианства  на Беларуси.

    Заказать экскурсию или тур по Минску и Беларуси: