Вот такая ирония судьбы: в прошлом большой город. Культурный, религиозный, экономический центр, столица земель известных магнатов Огинских. Теперь Раков – деревня, сведения о которой не содержит даже всезнающая Википедия. Поисковик «Гугл» на запрос «Раков» выдаёт много разных ссылок – от биографии известного авиаконструктора Павла Рака до 100 рецептов приготовления блюд из раков, но только не о населённом пункте Раков, расположенном в Беларуси.
Версий возникновения названия «Раков» достаточно много. Самой правдоподобной выглядит предание о воине по имени Рак, основателе поселения. История Ракова начиналась в глубине седых столетий. Люди селились и обживали эти места ещё в древности.
Впервые письменно Раков встречается в документах XV в, Казимир Ягелончик преподнёс город в дар канцлеру ВКЛ Михалу Кяжгайле. Расцвет Ракова приходится на XVII век во времена владения Сангушков.Поменяв нескольких владельцев, Раков в 1559 году превращается в частновладельческий город, где облюбовали себе место сначала доминиканцы, в затем базилиане. При базилианском монастыре, основанном в 1702 г., к 1793 году была возведена униатская церковь на средства прихожан, князя Сангушки и членов Раковского братства Св. Анны.
Надо отметить, что строительство униатского храма было закончено аккурат ко второму разделу Речи Посполитой, когда белорусские земли были присоединены к Российской империи. В ту пору около 80% населения Беларуси было униатами. После упразднения униатства на Полоцком соборе 1839 года, в течение немногим более чем полувека, царские власти насильственно обратили униатов в православных. И уже в конце ХІХ в. 80% белорусов считали себя православными и лишь 19% католиками. В к. XIX в. 60% населения Ракова – евреи. Значит, в городе была и синагога.
Современное население республики искренне считает, что их национальная религия — православие, которой уже более 1000 лет на Беларуси. Однако здесь можно говорить только о традиционности. Но к таким же традиционным религиям можно отнести католичество (с 1375г., заключение Кревской унии) и протестантизм. Начало зарождению протестантизма было заложено 600 лет назад, когда в 1413 году Иероним Пражский в свите Витовта прибыл в Витебск и Вильно, и в течение 2 мес. проповедовал протестантизм. За что, впрочем, и был сожжён на костре, вскоре за Яном Гусом. Так появились первые протестанты на Беларуси.
А национальной религией белорусов было униатство. Привожу текст документа: «Из воспоминаний чиновника Г. Добрынина о диалоге губернатора и крестьянина казённой экономии в Быховском повете», свидетельствующего, как униаты, не боясь высокого начальства, отстаивали свою Веру.
“ Губернатар: Навошта вы не паслухалі дырэктара эканоміі? Вера усё ж адна, тая ж хрысціянская. Ён вас не яўрэямі хацей зрабіць.
Мужык: Добра, ваша, кажа, што вера усё адна, тая ж хрысціянская. А ці, ваша, пахваліў бы за тое, каб я ўзяў адзін крыж у рукі, а другі кінуў пад ногі?
Губернатар: Дык чаму ж вам не быць са мной адной веры?
Мужык: Ты сам здароў, ведаеш, чалавек ужо не малады! – паказваючы на губернатарскія сівізны, — Каб табе загадалі прыняць нашу веру, а ці захацеў бы ты быць уніятам”. Население Литвы-Беларуси массово воспротивилось переводу в православие, и указ Екатерины II не был исполнен.
К насильственной ликвидации униатства приступили после подавления восстания1830-1831 гг. Эмигрантский журнал “Колокол” (1858 гг.) выдаваемый русским демократом А.И. Герценом писал: “Английские, бельгийские и немецкие журналы рассказывают….страшную историю нового злодейства русской администрации в западных краях. Гродненская обл. деревня Пороцево перешла из унии к греческой церкви, когда Николай Первый с благочестивым свирепством всекал униат в православие. Поп, им попался, какой — то мошенник, притеснявший их и грабивший. Мужики услышав, что новый государь Александр II поладил с католическим духовенством, перешли опять в унию. Поп донёс. Генерал — губернатор Назимов отправил туда отряд солдат, шайку полиции. Вооружённая орава напала на деревню и без суда и следствия перепорола всех; говорят, что несколько человек умерли под наказанием. Секли людей до тех пор, пока мучимый соглашался принять причастие от православного попа. Один 14-летний мальчик после 200 розг, отказался от такого общения с Христом, его снова начали сечь, и только тогда, уступая страшной боли, он согласился. Православная церковь восторжествовала!” Вот такими были методы ликвидации униатской церкви на Беларуси. Царизму мы нужны были православные, это была часть политики русификации белорусского этноса
С сер. XIX в, когда владельцами Ракова стали Здзеховские, в городе работали мануфактуры, производящие сельскохозяйственные машины, лесопильный и кирпичный заводы, водяные мельницы, 16 гончарных мастерских, изделия которых продавали за границу. Раков получил самоуправление, т.е. Магдебургское право, раз в неделю на центральной площади устраивались ярмарки.
Очень хочется рассказать о владельцах Здеховских. Здесь же будет уместно упомянуть, что на их винокурне в Поморщине, недалеко от Ракова, работали в 1880 г. Доминик и Бенигна Луцевичи, отец и мать Я.Купала. Сами Здзеховские также оказались причастны к поэзии и литературе. Особенно заметный след в истории литературы оставил Мариан, который родился тут в 1861 году, впоследствии известный польский литературный деятель, профессор двух университетов, Краковского и Виленского.
Мариан Здзеховский, как правило, проводил весенне-летние месяцы в Ракове, приезжая из Петербурга или Дерпта (нынешнего Тарту), из далёкого Кракова или более близкой Вильни. Дом стал на некоторое время местом приюта литераторов, так называемыми литературными пенатами. И не только для Здзеховского, но и для других писателей и учёных. Достаточно сказать, что сюда, на непродолжительное время в гости к Здзеховскому, в 1908 году приезжала Элиза Ожешко, называвшая Раков не более и не менее как «литовскими Афинами». В Раков, на адрес Здеховских, шли письма из России, Польши. Отсюда, из Ракова, 12 августа 1895 года, написал Мариам Здзеховский своё первое письмо в Ясную Поляну к Льву Толстому. Переписка завязалась надолго, с некоторыми с перерывами продолжалась до 1908 года, превратилась в дружбу. В этой переписке Толстой высказался по ряду проблем, которые волновали широкие круги российской общественности в к. ХІХ — н. ХХ вв., и в частности по национальному вопросу. Мариам Здзеховский, в августе 1896 года, по приглашению Л. Толстого посетил Ясную Поляну. Позже Толстой очень тепло будет отзываться о своём госте.
Целенаправленная и жёсткая политика русификации Беларуси и возвращения ее в лоно православия стала выдыхаться к к. ХІХ века, и тогда царские власти вынуждены были специальными указами в 1905 году провозгласить веротерпимость под лозунгом свободы совести. С этого времени в Северо-Западном крае, как именовали в ту пору белорусские земли, началось в значительных масштабах сооружение католических костёлов. В 1906 году возводится костёл и здесь, в Ракове.
Один из первых профессиональных композиторов в Беларуси, Михал Грушвицкий, родился неподалёку от Ракова. Образование получил в Дворянском институте в Вильне, затем М. Грушвицкий учился в Петербургском университете и в 1853 году заключил брак с Станиславой Ельской, сестре популярного белорусского писателя, этнографа Александра Ельского, который к тому же был собиратель и владелец уникальной коллекции древних книг и рукописей. Станислава Ельская умерла рано. В память о ней Михал Грушвицкий написал самые лучшие свои произведения: музыку к «Сельскому лирнику » Вл. Сырокомли и «Дзядам» Адама Мицкевича. Сейчас это классика белорусской музыки. Скончался Грушвицкий в марте 1904 году в Ракове и похоронен тут же, на кладбище. Вот такая история о прошлой жизни местечка Раков, как в зеркале отражающая историю всего народа.